Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику.

Проблема развития инвестиционного процесса в России на нынешнем этапе заключается в том, что даже хорошие меры принимаются с большим опозданием. Многие из них носят половинчатый характер, отражая ту непростую борьбу, которая ведется в российских властных структурах. И самое печальное, что эта борьба до сих пор носит мировоззренческий характер. Либералы-рыночники противостоят администраторам-государственникам, хозяйственники противопоставляются экономистам, политики - прагматикам, коммунисты - демократам, политика - экономике, левые - правым. До сих пор процветание страны не стало той высокой целью, которая могла бы примирить враждующие кланы и партии. Даже угроза распада России, похоже, не может остановить конфронтацию в обществе. Война компроматов, криминальный беспредел, экстремизм и слабая государственная власть отнюдь не способствуют привлечению иностранного капитала. Деньги любят тишину и стабильность, а будущее России неопределенно, ее пути по-прежнему извилисты. А еще деньги любят уважение и профессионализм, которые в России, как известно, в большом дефиците.

В настоящее время принят и действует ряд федеральных законов, прямо относящихся к регулированию иностранных инвестиций: Закон РСФСР «Об иностранных инвестициях в РСФСР» (принят в 1991 г.), Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции» (принят в 1995 г.), Федеральный закон «Об участках недр, право пользования, которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции» (принят в 1997 г.). Принятие двух последних законов позволило начать освоение крупномасштабных проектов с привлечением иностранных инвестиций по добыче нефти и газа на острове Сахалин.

В июле 1998 г. Государственной думой принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации федеральный законопроект «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». Президент РФ 31 июля 1998 г. наложил вето на представленный законопроект. Специальной комиссией, состоящей из представителей Госдумы, Совета Федерации, аппаратов президента и правительства, доработка проекта была завершена и оформлена протоколом. В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» подтверждается национальный режим и стабильные условия для иностранных инвесторов и устанавливается, что изъятия из национального режима могут вводиться только федеральными законами. Цель закона - предоставить иностранному инвестору гарантии от необоснованной национализации.

В соответствии с данным законом иностранным инвесторам могут быть предоставлены таможенно-тарифные и налоговые льготы при условии, что вложения капитала превышают сумму 500 млн. руб. или осуществляются в приоритетные отрасли, производства или виды деятельности. Сохраняются льготы по уплате ввозных таможенных пошлин и налога на добавленную стоимость при ввозе инвесторами товаров, являющихся вкладом в уставный капитал и представляющих элементы основных производственных фондов.

В Думе находится на рассмотрении ряд федеральных законопроектов, касающихся международного инвестиционного сотрудничества и привлечения иностранных инвестиций, в том числе и закон «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации» (проект закона о СЭЗ был принят в третьем чтении и одобрен Советом Федерации, однако не был подписан президентом). Была подготовлена новая редакция законопроекта, которая должна быть одобрена согласительной комиссией и повторно рассмотрена Государственной Думой). Создаваемая правовая база, контуры которой просматриваются в упомянутом законопроекте, должна, по идее, расширить формы привлечения иностранных инвестиций на основе концессионных договоров, соглашений о разделе продукции, обеспечить приток крупномасштабных инвестиций в реальный сектор экономики.

Инвестиционный климат в России зависит также от инвестиционного климата, создаваемого на местах субъектами РФ и местными администрациями. В регионах идет процесс активизации привлечения иностранных инвестиций, устанавливаются международные региональные связи, формируется региональная инфраструктура привлечения инвестиций, стимулируется деятельность иностранных инвесторов путем предоставления им налоговых и других льгот на местном уровне. Министерством экономики России совместно с субъектами РФ и иностранными инвесторами будет продолжена практика проведения научно-практических региональных конференций по вопросам привлечения иностранных инвестиций в экономику регионов. Польза этих региональных совещаний и конференций заключается в том, что они вырабатывают рекомендации в адрес федеральных и местных органов исполнительной власти по решению вопросов, направленных на улучшение инвестиционного климата в регионах. В дальнейшей работе по совершенствованию инвестиционного климата будет уделяться внимание также таким вопросам, как:

  • развитие информационного и консультативного обеспечения иностранных инвесторов;
  • маркетинг инвестиционных программ и проектов;
  • развитие в зарубежных странах сети инвестиционных бюро, оказывающих услуги
  • потенциальным инвесторам для вхождения на российский рынок;
  • формирование банка данных по инвестиционным проектам и подготовка справочных
  • материалов об условиях инвестирования;
  • выпуск специальных информационных изданий;
  • формирование положительного образа России как страны, принимающей
  • иностранные инвестиции;
  • проведение «круглых столов» и семинаров-конференций с западными предпринимателями.
Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.