Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику.

Три экономических района, представляющих Сибирь и Дальний Восток (Западно-Сибирский, Восточно-Сибирский и Дальневосточный), составляют в совокупности более 75% территории России. За последнее время азиатская часть России по существу превратилась только в производителя продукции сырьевых отраслей. В структуре промышленного производства восточных районов наблюдается существенное увеличение доли отраслей ТЭК и цветной металлургии. По этим же отраслям увеличилась доля восточных районов в российском производстве. По данным на конец 90-х годов на долю восточных районов приходилось около 25% производства электроэнергии, более 50% производства продукции топливной промышленности, более 50% производства цветной металлургии, примерно 20% продукции лесной и деревообрабатывающей, пищевой и рыбной промышленности.

Это обусловлено в основном более стабильным по сравнению с другими отраслями экономическим положением отраслей ТЭК и цветной металлургии и опережающим ростом цен на продукцию сырьевых отраслей и энергетики в восточных районах. Доля восточных районов в производстве отдельных видов продуктов еще более существенна. В Сибири добывается около 68% нефти и газового конденсата, более 92% природного газа, более 80% угля.

Уникальность экономического положения России в том, что своим западным, более развитым и густонаселенным, крылом она примыкает к европейскому экономическому пространству, ядром которого является Евросоюз. А восточным - к Северо-Восточной Азии и, в более широком контексте, к Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТК), где интеграционные процессы находятся на начальной стадии развития.

На Дальнем Востоке решающая роль на длительную перспективу принадлежит и, по всей видимости, будет принадлежать факторам внешним. Дальний Восток имеет свободный доступ к морским путям сообщения с зарубежными торговыми партнерами.

Сибирь фактически лишена самостоятельного выхода на внешние рынки. Исключение составляет ближнее зарубежье и, возможно, в перспективе Китай через "алтайский коридор", естественным образом связывающий Сибирь и северо-запад КНР через узкий участок границы между Монголией и Казахстаном. Наряду с различиями между сибирскими и дальневосточными регионами, существуют большие экономические, административные и ресурсные различия между регионами внутри Дальневосточного экономического района. Приморье, Амурская область, Хабаровский край, Сахалин непосредственно используют морские выходы на региональные и мировые рынки и в торговом и инвестиционном отношении тяготеют к Японии, Китаю, Южной Корее. Северо-восток Дальневосточного региона, напротив, имеет менее выгодное географическое положение, магаданская и чукотская экономика нацелена на сотрудничество с США.

Медленно продвигается работа по созданию зоны свободной торговли в рамках Содружества Независимых Государств. Подписанное 15 апреля 1994 года в Москве главами 12 государств Соглашение о создании зоны свободной торговли со временем потребовало внесения изменений и дополнений (соответствующий Протокол подписан в Москве 2 апреля 1999 года), которые, однако, не намного улучшили положение. Главные проблемы видятся в следующем: до конца не урегулированы вопросы таможенных пошлин, налогов и сборов, не сформированы условия для свободного движения товаров и услуг, нет единой точки зрения по созданию органа, который координировал бы действия Договаривающихся Сторон по выполнению положений Соглашения, в нем не прописаны конкретные нормы о порядке разрешения споров, имеются другие противоречия, требующие разрешения. Опыт создания и функционирования специальных экономических зон в России показывает, что в их существующем понимании они не справились ни с задачей возрождения российской экономики, ни с задачей вовлечения России в международное интеграционное сотрудничество. В современных условиях выполнение Россией своей связующей европейский и азиатский региональные рынки функции связано не только и не столько с продолжением или корректировкой прежней стратегии вхождения в АТР (азиатско-тихоокеанский регион) через СЭЗ. Сколько с адаптацией всей экономической стратегии России к вызовам глобализации и европейского, и азиатско-тихоокеанского регионализма. Проблемы адаптации России к вызовам глобализации и регионализма, в том числе азиатского регионализма, важно решать с учетом тенденций развития внешней торговли России с мировыми региональными рынками. В частности - с учетом возрастающей роли экономики АТЭС в обеспечении динамики нашего товарооборота.

В 1999 г. экспорт России в страны Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) достиг 17,6% общего объема экспорта, уступая только экспорту в ЕС (33,4%), но превзойдя экспорт РФ в Центральную и Восточную Европу (15,4%) и СНГ (14,9%). И хотя в российском импорте доля АТЭС (15,9%) меньше и доли ЕС (36,8%) и СНГ (27,6%), она остается выше доли других мировых регионов, в том числе и Центральной, и Восточной Европы (7,0%). С точки зрения методологии глобализации и нашей стержневой идеи о необходимости учета в экономической стратегии России интеграционных факторов, главные вызовы глобализации для России на азиатско-тихоокеанском направлении состоят в следующем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.