Проблемы и перспективы интеграции России в мировую экономику.

Во-первых, способность России адаптировать национальную экономическую стратегию к динамике глобализации, к развитию европейского и азиатского регионализма и к интеграционным процессам в АТР на всех их уровнях - региональном, субрегиональном, двустороннем.

Во-вторых, правильное понимание глобализации и взвешенное разумное отношение к ней. Вырисовывающаяся сейчас официальная трактовка глобализации только как тенденции, темп и направления развития которой задают американские ТНК, и которая не способствует уменьшению разрыва между бедными и богатыми, вряд ли может полезной. Требуется взгляд на глобализацию во всех ее измерениях и отношение к ней, прежде всего как к возможности экономического роста, а не "волшебной палочке", избавляющей разом от всех бед. Возможности, успех реализации которой зависит от правильности принимаемых в каждой данной стране и на каждом конкретном предприятии решений. Что же касается диктата кого-либо, то здесь выход видится в том, чтобы России активно включить источники своей интеллектуальной и дипломатической инициативы и принимать конструктивное, а не сдерживающее участие в формировании глобальной правовой основы, стратегии и тактики глобализации.

Если говорить о разрыве между бедными и богатыми, то глобализация, как тенденция, возникшая в результате взаимодействия мировых финансовых и экономических лидеров и на базе достижений информационно-коммуникационной революции, опять же начавшейся в наиболее развитых странах, не может и не должна - по сути своей - ставить целью устранение мировой бедности и ликвидацию разрывов между бедными и богатыми. Требовать этого от глобализации как тенденции не верно в принципе. Другое дело, если подойти к проблеме ликвидации мировой отсталости с точки зрения глобализации как методологии и цели. Взгляд на соотношение динамики развития развитых и отсталых стран с точки зрения методологии глобализации позволяет увидеть, что развитым и богатым в стратегической перспективе выгодна не консервация глобальной бедности и отсталости - как это было на предыдущих стадиях развития капитализма, когда передовым странам хватало своего внутреннего рынка для обеспечения быстрого и эффективного роста, а отсталые страны было выгодно такими и оставлять, чтобы получать оттуда дешевое сырье и дешевую примитивную рабочую силу.

Сегодня ситуация иная. Мировым лидерам не хватает своего рынка, глобализация как тенденция как раз и отражает это обстоятельство - узость внутреннего рынка стран-лидеров. Следовательно, объективно у глобальных лидеров возникает потребность в богатении мирового вселенского потребителя, в том числе из отсталых стран. Требования к рабочей силе, к ее качественным характеристикам также возросли, обозначая вновь объективную заинтересованность развитых стран в инвестициях в образование, интернетизацию, повышение технологического уровня стран бедных и их жителей. Уже широко практикующееся использование на ведущих мировых компьютерных корпорациях подготовленных и способных работников из Индии или Вьетнама как раз и отражает такую заинтересованность. Взгляд на глобализацию как на цель, которую ставят перед собой лидеры ведущих развитых стран Запада, позволяет говорить о возможности нацелить этот процесс на более гармоничное сочетание интересов бедных и богатых, в том числе и в стратегических интересах богатых. Другое дело, что эта задача не решается автоматически, а требует многосторонних коллективных усилий. И Россия может и должна занять свою интеллектуальную и политическую нишу в разработке всемирной стратегии глобализации. Наименее выгодным для России и других менее развитых стран была бы самоизоляция мировых лидеров от процессов глобализации.

В-третьих, проблема защиты национального товаропроизводителя в условиях глобализации. Эта проблема требует особенно взвешенного подхода. Нельзя допускать такой ситуации, когда Россия упускает выгоду, в том числе от участия в процессах либерализации в АТЭС, проводя протекционистскую политику, на деле нацеленную на консервацию технологической отсталости. Протекционизм и защита национального производства в условиях развития глобальной экономики знаний не должны помогать выживать плохим технологам, плохим менеджерам и плохим управленцам. Наоборот, России выгодна такая политика взаимодействия с мировым рынком, которая бы давала внутреннему российскому производителю стимулы для повышения качества и технологического уровня своей продукции посредством либерализации и выравнивания правил и стандартов торговли и инвестиций. В этом контексте интересам России отвечает вступление в ВТО и использование для достижения этой цели возможностей АТЭС.

В-четвертых, как использовать возможности многостороннего сотрудничества в АТР для поднятия экономики Дальнего Востока и Сибири. Достойный ответ на этот вызов глобализации связан с решением задач адаптации российской экономики к новым глобальным условиям хозяйствования, однако, подразумевает и большую ответственность российских региональных лидеров и большую роль нашего регионального бизнеса в азиатско-тихоокеанских делах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.