Шпаргалка к госэкзамену (экономическая специальность) 2002г.

Виды рентабельности капитала:

1. Рентабельность производства – отношение прибыли к сумме среднегодовой стоимости фондов и нормируемых оборотных средств. Ра=Пр/(Кф+ОСн); Ро=Пр/(Кф+ОСн)*100, где Осн – средний остаток нормированных оборотных средств, руб.

2. Рентабельность номинального собственного капитала. Характеризуется размером уставного фонда предприятия. Ра=Пр/Уф; Ро=Пр/Уф*100, Уф – номинальный собственный капитал (уставный фонд), руб.

3. Рентабельность собственного капитала по балансу. Собственный капитал по балансу представляет сумму номинального собственного капитала резервных фондов и переноса прибыли за вычетом переноса убытков. Под переносом прибыли и убытков понимается отнесение отдельных видов затрат и расходов текущего периода на результаты производственно-хозяйственной деятельности предыдущего и последующего периода. Ра = Пр/Ск, Ро = Пр/Ск*100, Ск – собственный капитал по балансу.

4. Рентабельность суммарной величины капитала по балансу:

Ра=Пр/(Ск+Зк); Ро=Пр/(ск+Зк)*100, где Зк – заемный капитал, руб.

5. Показатель рентабельности текущих затрат – рентабельность продукции. Ра=Пр/Тз; Ро=Пр/Тз*100, где Тз – полная себестоимость продукции (текущие затраты), руб.

6. Рентабельность оборота – характеризует удельный вес прибыли в доходе предприятия от реализации продукции на товарном рынке Ра=Пр/О, Ро=Пр/О*100, О – общая сумма оборота, руб.

Между рентабельностью капитала и рентабельностью оборота существует количественная взаимосвязь. Рентабельность капитала представляет собой произведенное число оборотов кап. (Ко) на рентабельность оборота Р=Ко*Ро.

26. Цена продукции: ее сущность, функции, методика расчета, виды цен.

Цена – это денежное выражение стоимости товаров. Она выступает важнейшим инструментом конкурентного процесса В условиях рыночных отношений цена выполняет следующие функции:

1. информационную – проявляется в распространении исключительно важных оперативных сведений о наличии товара, его дефицитности и издержках производства, о товарных рынках, где целесообразно активизировать деятельность, а наиболее выгодных направлениях развития деятельности предприятия.

2. распределительную – выражается в том, что размер цены на ресурсы зависит от их редкости. Чем ограниченней ресурс, тем выше его цена.

3. стимулирующую – проявляется в создании экономической заинтересованности предприятия в развитии инновационной деятельности, повышении качества продукции, улучшении дизайна, снижении издержек производства.

4. обеспечивающую доходность – она проявляется в зависимости размера дохода от отпускной цены и количества проданных единиц продукции.

Цена на товар в условиях рынка складывается под влиянием спроса и предложения. Однако это не исключает участия государства в регулировании цен на отдельные виды товаров. Государственное регулирование цен осуществляется посредством контроля за необоснованным их завышением. Применяют три вида цен:

1. Фиксированные цены – это твердые государственные цены, размер которых зафиксирован в прейскурантах. Предприятия не вправе изменять их размер.

2. Регулированные цены – это цены, по которым государством устанавливается максимальный или минимальный уровень, переходить который предприятие не имеют право.

3. Свободные цены – это цены размер которых предприятия устанавливают самостоятельно, исходя из рыночного спроса.

В зависимости от обслуживаемого оборота все цены подразделяются:

1) Отпускная цена – это цена по которой предприятие реализует продукцию оптово-сбытовым базам, розничным торговым предприятиям. Она включает в себя издержки производства и реализации, прибыль предприятия, НДС, акцизы.

2) Оптовая цена – это цена по которой оптово-сбытовые базы отпускают товар розничных организациям и другим потребителям. Она состоит из отпускной цены и наценок оптовых организаций.

3) Розничная цена – это цена по которой розничные организации реализуют продукцию населению и другим организациям. Она включает оптовую цену (отпускную) и торговые накидки розничных торговых организаций.

Цены формируются под воздействием двух факторов: 1) внешних (политическая стабильность, отсутствие на рынке каких-либо ресурсов, рыночная среда). 2) внутренние – (способ производства, рыночный сегмент, жизненный цикл товара, сервис, реклама).

Цена определяется на основе затратного метода: Ц=С+П+Н, где С – себестоимость единицы продукции, П – прибыль полученная производителем, Н – косвенные налоги и отчисления в цене товара.

Перейти на страницу: 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.