Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы

При этом сильно выражена противоположная зависимость, то есть зависимость структуры бюджета от состояния экономики в текущем и предыдущем годах. В качестве примера можно привести рассмотренные ранее затраты на обслуживание государственного долга, а именно снижение их удельного веса при сокращении внешних заимствований.

Таким образом, федеральный бюджет вряд ли можно назвать инструментом государственного воздействия на экономику. Это, скорее, один из параметров в комплексе макроэкономических явлений и показателей. «Неудачность» бюджета объясняется, прежде всего, неблагоприятной структурой экономики и только потом- ошибками его разработчиков. С этой точки зрения, федеральный бюджет на 2002 год лучше, чем на 1998, главным образом благодаря явным различиям в экономическом состоянии страны в эти годы- кризисный 1998 и благоприятный в экономическом отношении 2002.

Заключение

Итак, в данной работе было определено понятие расходов бюджета, описаны направления расходования бюджетных средств и, в качестве иллюстрации, приведен практический пример. Основываясь на этих данных, сделаем некоторые выводы.

· Структура расходов федерального бюджета из года в год меняется, как правило, незначительно. Скорее всего, это связано с постепенным протеканием экономических процессов в пределах страны и постоянством основных направлений политики государства.

· Статьи- «лидеры», то есть те статьи расходов, на которые приходятся наибольшие доли в общей сумме расходов, обычно не меняются. При изменении государственной политики лишь переносится акцент с одной из них на другую.

· Соотношение между статьями расходов федерального бюджета определяется, прежде всего, состоянием экономики и, в меньшей степени, политикой федеральных органов власти.

На основе этих выводов можно составить прогноз изменения структуры расходов бюджета на ближайшие годы. При этом будем рассматривать только упомянутые выше пять статей- «лидеров», так как они являются определяющими, и не будем учитывать возможные изменения государственной политики.

Очевидно, что расходы по статье «Обслуживание государственного и муниципального долга» будут снижаться, так как заимствования используются теперь государством в минимальном размере. Расходы на проведение социальной политики, скорее всего, будут оставаться высокими, что связано с необходимостью реформации этой сферы и готовностью органов власти ее осуществить. Расходы на национальную оборону, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства по-прежнему будут значительными, что является отличительной чертой российского бюджета на протяжении ряда лет. Точно так же высокими останутся расходы на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней, так как экономическое благосостояние, а значит, и возможности самофинансирования в регионах растут довольно медленно.

Таким образом, федеральный бюджет можно назвать индикатором экономического состояния страны и показателем уровня ее социально- экономического и политического развития.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.