Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы
Как было упомянуто ранее, в этом разделе рассматриваются и сопоставляются расходные части двух бюджетов: дефицитного за 1998 год и профицитного за 2002 год. Попробуем проанализировать имеющиеся данные с целью определить, есть ли в структуре этих бюджетов кардинальные различия, чем они вызваны и могли ли они повлиять на экономическое развитие страны.
Расходы бюджетов за 1998 и 2002 годы по разделам функциональной классификации представлены в таблицах 1 и 2 соответственно, а также на рисунках 1 и 2 в виде диаграмм. Следует отметить, что сравнение отдельных статей расходов в абсолютном выражении не имеет смысла, так как многие из них различаются почти на порядок, что объясняется довольно высокими темпами инфляции. Поэтому в таблицы введена дополнительная графа, показывающая, сколько процентов от общей суммы расходов составляет данная статья. Именно по этому показателю будет проводиться сравнение.
Расходные части бюджетов на 1998 и 2002 годы удобны для сравнения тем, что их структуры почти идентичны. Существуют небольшие различия, но
|  
 Таблица 1 Расходы федерального бюджета на 1998 год по разделам функциональной классификации (тыс руб)  |  |||
|  
 № п/п  |   
 Наименование статьи расходов  |   
 Сумма  |   
 В процентах к итогу  |  
|  
 1  |   
 Государственное управление и местное самоуправление  |   
 12 085 733,7  |   
 2,42  |  
|  
 2  |   
 Судебная власть  |   
 4 453 949,8  |   
 0,89  |  
|  
 3  |   
 Международная деятельность  |   
 14 496 983,9  |   
 2,90  |  
|  
 4  |   
 Национальная оборона  |   
 81 765 000,0  |   
 16,35  |  
|  
 5  |   
 Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства  |   
 41 616 615,1  |   
 8,32  |  
|  
 6  |   
 Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу  |   
 11 157 881,0  |   
 2,23  |  
|  
 7  |   
 Промышленность, энергетика и строительство  |   
 27 438 327,2  |   
 5,49  |  
|  
 8  |   
 Сельское хозяйство и рыболовство  |   
 12 017 785,6  |   
 2,40  |  
|  
 9  |   
 Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия  |   
 2 929 835,8  |   
 0,59  |  
|  
 10  |   
 Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика  |   
 1 521 357,0  |   
 0,30  |  
|  
 11  |   
 Развитие рыночной инфраструктуры  |   
 100 000,0  |   
 0,02  |  
|  
 12  |   
 Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий  |   
 8 474 217,5  |   
 1,70  |  
|  
 13  |   
 Образование  |   
 17 253 152,7  |   
 3,45  |  
|  
 14  |   
 Культура, искусство и кинематография  |   
 3 567 818,2  |   
 0,71  |  
|  
 15  |   
 Средства массовой информации  |   
 2 011 997,9  |   
 0,40  |  
|  
 16  |   
 Здравоохранение и физическая культура  |   
 9 424 731,8  |   
 1,89  |  
|  
 17  |   
 Социальная политика  |   
 35 066 011,2  |   
 7,01  |  
|  
 18  |   
 Обслуживание государственного долга  |   
 124 135 443,0  |   
 24,83  |  
|  
 19  |   
 Пополнение государственных запасов и резервов  |   
 6 732 765,0  |   
 1,35  |  
|  
 20  |   
 Финансовая помощь бюджетам других уровней  |   
 51 703 792,0  |   
 10,34  |  
|  
 21  |   
 Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров  |   
 1 921 700,0  |   
 0,38  |  
|  
 22  |   
 Мобилизационная подготовка экономики  |   
 771 538,0  |   
 0,15  |  
|  
 23  |   
 Исследование и использование космического пространства  |   
 3 670 357,0  |   
 0,73  |  
|  
 24  |   
 Прочие расходы  |   
 -6 450 741,8  |   
 -1,29  |  
|  
 25  |   
 Целевые бюджетные фонды  |   
 32 078 999,9  |   
 6,42  |  
|  
 Итого расходов  |   
 499 945 251,5  |   
 100,00  |  |