Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы

Как было упомянуто ранее, в этом разделе рассматриваются и сопоставляются расходные части двух бюджетов: дефицитного за 1998 год и профицитного за 2002 год. Попробуем проанализировать имеющиеся данные с целью определить, есть ли в структуре этих бюджетов кардинальные различия, чем они вызваны и могли ли они повлиять на экономическое развитие страны.

Расходы бюджетов за 1998 и 2002 годы по разделам функциональной классификации представлены в таблицах 1 и 2 соответственно, а также на рисунках 1 и 2 в виде диаграмм. Следует отметить, что сравнение отдельных статей расходов в абсолютном выражении не имеет смысла, так как многие из них различаются почти на порядок, что объясняется довольно высокими темпами инфляции. Поэтому в таблицы введена дополнительная графа, показывающая, сколько процентов от общей суммы расходов составляет данная статья. Именно по этому показателю будет проводиться сравнение.

Расходные части бюджетов на 1998 и 2002 годы удобны для сравнения тем, что их структуры почти идентичны. Существуют небольшие различия, но

Таблица 1

Расходы федерального бюджета на 1998 год по разделам функциональной классификации

(тыс руб)

№ п/п

Наименование статьи расходов

Сумма

В процентах к итогу

1

Государственное управление и местное самоуправление

12 085 733,7

2,42

2

Судебная власть

4 453 949,8

0,89

3

Международная деятельность

14 496 983,9

2,90

4

Национальная оборона

81 765 000,0

16,35

5

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

41 616 615,1

8,32

6

Фундаментальные исследования и содействие научно- техническому прогрессу

11 157 881,0

2,23

7

Промышленность, энергетика и строительство

27 438 327,2

5,49

8

Сельское хозяйство и рыболовство

12 017 785,6

2,40

9

Охрана окружающей природной среды и природных ресурсов, гидрометеорология, картография и геодезия

2 929 835,8

0,59

10

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

1 521 357,0

0,30

11

Развитие рыночной инфраструктуры

100 000,0

0,02

12

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

8 474 217,5

1,70

13

Образование

17 253 152,7

3,45

14

Культура, искусство и кинематография

3 567 818,2

0,71

15

Средства массовой информации

2 011 997,9

0,40

16

Здравоохранение и физическая культура

9 424 731,8

1,89

17

Социальная политика

35 066 011,2

7,01

18

Обслуживание государственного долга

124 135 443,0

24,83

19

Пополнение государственных запасов и резервов

6 732 765,0

1,35

20

Финансовая помощь бюджетам других уровней

51 703 792,0

10,34

21

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

1 921 700,0

0,38

22

Мобилизационная подготовка экономики

771 538,0

0,15

23

Исследование и использование космического пространства

3 670 357,0

0,73

24

Прочие расходы

-6 450 741,8

-1,29

25

Целевые бюджетные фонды

32 078 999,9

6,42

Итого расходов

499 945 251,5

100,00

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.