Анализ расходных частей бюджетов за 1998 и 2002 годы

статьи, которые они затрагивают, не вносят существенного вклада в формирование общей суммы расходов.

Рассмотрим структуру расходов бюджета за 1998 год. На диаграмме явно заметно, что наибольшую долю в расходах этого бюджета занимает обслуживание государственного долга- доля этой статьи в расходах составляет почти 25%. Второе место с довольно значительным отрывом занимают расходы на национальную оборону- 16,35%. И замыкает «тройку лидеров» финансовая помощь бюджетам других уровней (10,34%).

Несколько отстает от них группа из четырех статей- правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства, социальная политика, целевые бюджетные фонды и промышленность, энергетика и строительство. Доли этих статей в общей сумме расходов незначительно отличаются друг от друга и находятся в диапазоне примерно 5- 8%.

Финансирование остальных направлений в 1998 году составляло, в процентах от общей суммы расходов, незначительные величины порядка 3% и ниже.

Рассмотрим теперь расходную часть бюджета на 2002 год. Наибольшая доля расходов в ней приходится на проведение социальной политики и составляет 22,1%. Второе место делят две статьи- обслуживание государственного и муниципального долга и национальная оборона (14,64 и 14,59 процентов от итога соответственно). Далее с небольшим отрывом следуют расходы на оказание финансовой помощи бюджетам других уровней, доля которых составляет 13,63%. Довольно большой процент в общем объеме расходов приходится на правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства- 8,93%.

Остальные показатели колеблются в пределах 4% и менее, и каждая из этих статей в отдельности не способна повлиять на итог расходной части бюджета.

Для анализа структуры расходов бюджета целесообразно составить таблицу, в которой будут представлены статьи- «лидеры» обоих бюджетов с одной стороны и статьи с наименьшей долей в общей сумме с другой стороны. Результат такой группировки представлен в таблице 3. При этом не будем учитывать

Таблица 3

Максимальные и минимальные расходы бюджетов

1998 год

В процентах к итогу

2002 год

В процентах к итогу

Статьи с максимальной долей расходов (по убыванию)

Обслуживание государственного долга

24,83

Социальная политика

22,10

Национальная оборона

16,35

Обслуживание государственного и муниципального долга

14,64

Финансовая помощь бюджетам других уровней

10,34

Национальная оборона

14,59

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

8,32

Финансовая помощь бюджетам других уровней

13,63

Социальная политика

7,01

Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства

8,93

Статьи с минимальной долей расходов (по возрастанию)

Развитие рыночной инфраструктуры

0,02

Развитие рыночной инфраструктуры

0,001

Мобилизационная подготовка экономики

0,15

Мобилизационная подготовка экономики

0,03

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатика

0,30

Пополнение государственных запасов и резервов

0,03

Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров

0,38

Транспорт, связь и информатика

0,36

Средства массовой информации

0,40

Предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий

0,45

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.