Местные бюджеты

Местное самоуправление — обязательный компонент демокра­тического государственного строя. Оно осуществляется самим на­селением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представи­тельные и исполнительные органы, они наделяются определен­ными имущественными и финансово-бюджетными правами.

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться передан­ными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населе­ния конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами на­селения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и разви­тие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспе­чения жизнедеятельности населения.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:

v формирование денежных фондов, являющихся финансо­вым обеспечением деятельности местных органов власти;

v распределение и использование этих фондов между от­раслями народного хозяйства;

v контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.

Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.

Доходы местных бюджетов

В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.

Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные таблицы:

Наименование показателя

Млрд. руб.

% к общей сумме

Налоговые доходы – всего

355,9

88,9

Налог на прибыль

219,4

54,8

Налоги на имущество

38,8

9,7

Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы

28,2

7

в том числе акцизы

9,4

2,3

Налоги на совокупный доход

14,1

3,5

Платежи за пользование природными ресурсами

29

7,2

Прочие налоги, пошлины и сборы

26,2

6,5

Неналоговые доходы - всего

22,4

5,6

Доходы от имущества

15,8

3,9

Доходы от продажи земли и нематериальных активов

0,7

0,2

Административные платежи и сборы

0,4

0,1

Штрафные санкции

3

0,7

Прочие неналоговые доходы

2,4

0,6

Безвозмездные перечисления

15,6

3,9

в том числе: от бюджетов других уровней

11,8

2,9

Доходы целевых бюджетных фондов

3

0,7

из них: целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации

1,5

0,4

Доходы от предпринимательской деятельности

3,4

0,8

ИТОГО ДОХОДОВ

400,3

100%

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.