Законодательная база и компетенция органов государственной власти.

8. могут использовать краткосрочные ссуды коммерческих банков, при этом вышестоящие органы власти не отвечают по их долговым обязательствам. Законодательные органы власти субъектов РФ определяют в рамках законодательства РФ бюджетные права административ­ных образований на своей территории; распределяют доходы между территориальным и местными бюджетами. При этом субъект Федерации вправе закрепить за местными бюджетами находящиеся в их распоряжении источники доходов в полном объеме или в определенной части на долговременной основе;

9. осуществляет ежегодное регулирование местных бюджетов путем передачи им отчислений от собственных (субъектов Федерации) налогов, других доходов. Из территориальных бюджетов по решению органов власти субъекта РФ местным бюджетам могут переда­ваться дотации, трансферты, субвенции;

10. образуют в пределах объема доходов своего бюджета резерв­ных и целевых бюджетных фондов, оборотной кассовой налич­ности и т.д.

Правовая компетенция органов местного самоуправления.

Основы бюджетных прав органов местного самоуправления закреплены в вышеизложенных законах, а также в: Федеральном законе «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации» от 28.08.1995 г. №154-ФЗ, Федеральном законе «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» от 25.09.1997 г. №126-ФЗ.

Органы местного самоуправления:

1. самостоятельно распоряжа­ются средствами местных бюджетов. Сумма превышения доходов над расходами местных бюджетов по результатам отчетного года не подлежит изъятию вышестоящими органами государственной власти. В доходах и расходах местных бюджетов раздельно предусматриваются финансирование программ местного значения и осуществление органами местного самоуправления отдельных фе­деральных полномочий, полномочий субъектов РФ.

2. образовывают це­левые внебюджетные фонды в порядке и на условиях, установ­ленных законодательством РФ;

3. устанавливают местные налоги и сборы в рамках законодательства РФ, льготы по их уплате;

4. выпускают муниципальные займы, лотереи, получают и выда­ют кредиты, создают муниципальные банки и иные финан­сово-кредитные учреждения в пределах законодательно уста­новленных полномочий и т.д.

Законодательство исходит из принципов юридического единства всех административно-территориальных образований в праве на самостоятельный бюджет, утверждаемый представи­тельным органом местного самоуправления, в их праве на по­лучение, распределение и самостоятельное использование бюд­жетных доходов.

Однако, принятые за годы реформ законы не создали механизма гарантий местному самоуправлению финансовой самостоятельности и независимости, хотя все они эти принципы провозглашают и на словах гарантируют. Сегодня Россия в этом вопросе недалеко ушла от жестко централизованной системы, да и то в сторону дальнейшего ущемления прав местного самоуправления. Формирование доходной части местных бюджетов осуществлялось и продолжает осуществляться в основном не за счет собственных доходов, а путем отчисления от регулирующих доходов. И даже с учетом этого финансовых ресурсов местным бюджетам катастрофически не хватает и в доходной части местных бюджетов, несмотря на принятые законы, не снижается удельный вес средств, поступающих в виде финансовой помощи из бюджетов субъектов Федерации.

Все это вызвало необходимость разработки и принятия основополагающего законодательного документа, который изменил бы в корне сложившуюся ситуацию. И по замыслу законодателей таким законодательным актом должен был стать, но фактически не стал, Федеральный закон "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации". Вера законодательной и исполнительной власти в силу этого Закона столь велика, что разработанный совместно обеими ветвями власти, принятый Федеральным Собранием в июле 1998 г. Бюджетный кодекс не внес ничего принципиально нового в процесс укрепления финансовой базы местного самоуправления, кроме того, можно видеть, что этот закон в попытке реформирования бюджетных отношений, нередко искажает само понятие бюджетного федерализма.

Перейти на страницу: 1 2 3 


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.