Предложения по развитию аграрной реформы на Дальнем Востоке

Системообразующим укладом, от которого в регионе зависит состояние других укладов, являются крупные предприятия различных организационно-правовых форм. Они действуют как коллективные предприятия с точки зрения организации производства. С изменением статуса предприятий необходимо совершенствовать их организационно-производственную структуру. Внутри предприятий необходимо формировать экономических собственников, заинтересованных в эффективном использовании собственности, путем передачи земли и имущества в аренду первичным подразделениям, крестьянским хозяйствам, семьям работников.

В реорганизованных предприятиях необходимо отрегулировать земельные отношения на основе аренды и выплаты арендной платы сельскохозяйственной продукцией. В условиях неустоявшейся правовой базы, отсутствия земельного кодекса и местных законов по регулированию землепользования аренда обеспечивает сохранение собственности на землю преимущественно за работниками сельского хозяйства.

В реорганизованных предприятиях число собственников земли значительно превышает число землепользователей, отношения между ними не отрегулированы. Это вызывает сложности в использовании земель и ведет к их выбытию. В 1994 г. завершена выдача свидетельств на право собственности на землю, создается правовая основа для реализации собственниками земельных долей их прав, формируется система государственной регистрации прав на земельные участки. В последующем должны быть созданы условия для рыночного оборота земель, их концентрации и эффективных землепользователей.

При организации арендных отношений с собственниками земли размер арендной платы за пользование землей необходимо определять из урожайности основных культур, обеспечиваемой естественным плодородием. Экономическое плодородие создается деятельностью землепользователя, и дополнительная продукция должна оставаться в его распоряжении. Для совершенствования этой работы на федеральном уровне необходимо принять “Земельный Кодекс РФ”, федеральный закон “Об аренде сельскохозяйственных земель”, на уровне территорий закона “О регулировании земельных отношений”.

В результате реформ в меньшей степени пострадали ОПХ и племенные хозяйства. В них не проходило деление земли и имущества, сохранена целостность производственного комплекса, сохраняется более высокий уровень интенсивности и обеспечиваются более высокие результаты. Это еще раз доказывает, что в ходе реформ главное - не приватизация, а улучшение экономических условий ведения производства.

Изменение экономической ситуации поставило задачу превращения аграрного сектора в конкурентоспособную часть экономики. В структуре должен повышаться удельный вес отраслей, позволяющих снижать потребность в энергетических ресурсах, минеральных удобрениях, технике.

Стабилизация и восстановление сельского хозяйства в основных сельскохозяйственных территориях региона будут обеспечены с повышением эффективности использования земли на основе совершенствования систем земледелия, полного учета местных условий. Структурные сдвиги в земледелии необходимо направлять на сохранение и повышение плодородия за счет биологических и агротехнических факторов в сочетании с рациональными дозами минеральных удобрений. Необходимо расширять посевы культур, повышающих плодородие. Для сокращения дефицита органического вещества посевы многолетних трав должны занимать 20-25%, сидеральные пары 8-12%, необходимо оставлять и запахивать солому на 35-50% посевов зерновых и сои. Проводить известкование почв с РН ниже 5,0. Применение минеральных удобрений необходимо довести до 50-80 кг д.в. на гектар. В сруктурной политике каждая территория должна определять приоритеты и источники средств для их реализации.

Предстоит восстановить и расширить посевы зерновых и сои. Совершенствование структуры посевов, поддержание плодородия и использование оптимальных доз удобрений на ограниченных площадях позволят довести урожайность зерновых до 17-20 ц/га, картофеля 150-170 ц/га, овощей 160-200 ц/га. При таких показателях производство продукции растениеводства будет рентабельным. За счет местного производства будут удовлятворяться потребности региона в картофеле, на 75-85% в овощах, на 40-50% в зерне. Соя будет перерабатываться в пищевые продукты и вывозиться за пределы Дальнего Востока. Объемы производства продукции растениеводства к 2010 г. могут быть восстановлены.

В животноводстве ситуация сложнее, и подход к восстановлению отдельных отраслей будет различаться. Первоочередному восстановлению подлежат индустриальные аграрные производства, имеющие возможности для быстрого увеличения объемов продукции при проведении санации. К ним относятся личные птицефабрики, отдельные свиноводческие комплексы и бройлерные птицефабрики.

К основной массе сельскохозяйственных предприятий потребуется дифференцированный подход для них сохранение молочного скотоводства, повышение его продуктивности означает возможность стабилизации и поддержание производственного потенциала. Как показал корреляционный анализ, по хозяйствам Амурской области основными причинами высокой себестоимости молока в хозяйствах послужило снижение продуктивности и уменьшение поголовья. Сокращая поголовье, предприятия лишаются возможности восстановления. В предприятиях с поголовьем коров менее 50 голов себестоимость в два раза выше, чем в хозяйствах с поголовьем более 300 голов.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.