Предложения по развитию аграрной реформы на Дальнем Востоке

Минимальный уровень доходов, при котором есть экономических смысл продолжать производство, должен обеспечивать безубыточность отрасли. Для обеспечения безубыточности уровень дотаций целесообразно определять исходя из средних по Российской Федерации затрат при средних условиях и средней продуктивности скота. Введение дотаций на таком уровне позволит товаропроизводителям со средними условиями и обеспечении средней продуктивности осуществлять полное возмещение затрат и создаст предпосылки для сохранения поголовья.

Как показали расчеты по материалам 1997 года, в Российской Федерации безубыточность молочного скотоводства возможно обеспечить при выплате дотаций 600 тыс. руб. (600 деноминированных руб.) на 1 т реализованного молока. При этом в регионах с более благоприятными условиями производство молока станет рентабельным. Это послужит сигналом для стабилизации поголовья и увеличения производства молочной продукции в территориях с наиболее благоприятными условиями при минимальных затратах.

В регионах с менее благоприятными условиями в хозяйствах, обеспеченных собственными кормами, имеющих показатели продуктивности выше средних, перерабатывающих и самостоятельно реализующих молочные продукты, производство молока станет рентабельным. В результате во всех регионах появятся хозяйства, заинтересованные в увеличении производства, так как появится возможность получения прибыли. Товаропроизводители при таких условиях будут заинтересованы в росте продуктивности и снижении затрат.

При условиях значительно хуже средних молочное скотоводство необходимо дополнительно поддерживать из местных бюджетов. Исполнительные органы власти на территориях и сейчас используют эти методы. Целесообразно поддерживать производство лишь тех продуктов, которые невозможно завезти или завоз их с учетом транспортных расходов обходится дороже производства на месте.

Всего на дотации на молоко по Российской Федерации потребуется 8-9 млрд. руб. в год. Дальневосточные территории получат 140-160 млн. руб. дотаций. Этого недостаточно для преодоления убыточности. Но будут созданы условия для стабилизации положения в эффективно работающих предприятиях и формирования точек роста, а главное, скажется стабилизирующее влияние на положение отрасли в основных сельскохозяйственных районах Дальнего Востока. Наряду с этим введение и гарантированная выплата дотаций на молоко из федерального бюджета будут способствовать развитию отрасли в крестьянских хозяйствах.

Применение дотаций целесообразно в течение 3-5 лет, по завершении этого периода и увеличении объемов производства в районах с наименьшими затратами их уровень может быть откорректирован и изменены механизмы поддержки отрасли. При таком подходе дотации будут не только компенсировать затраты, но и, главным образом, стимулировать структурную перестройку.

Неравноправные отношения сельского хозяйства сложились не только с отраслями, поставляющими ресурсы, но и с предприятиями перерабатывающей промышленности и торговли. Они задерживают расчеты с производителями сельскохозяйственной продукции, увеличивают свою долю в конечной цене и перераспределяют таким образом доходы. Сельскохозяйственые предприятия вынуждены организовывать переработку продукции и самостоятельно ее реализовывать. В результате разрушаются сырьевые зоны, мощности перерабатывающих предприятий недоиспользуются, растут затраты на единицу переработанной продукции. Сельские производители расходуют наиболее дефицитный ресурс - инвестиции - на создание параллельных структур.

При использовании производственных мощностей ниже 50% при современных тарифах на энергоносители и услуги перерабатывающие предприятия получают убытки и не заинтересованы в расширении производства.

В современных условиях торговые надбавки выросли до 25-30%, розничные цены растут, что обеспечивает оборот без увеличения объемов затрат. Это усиливает трудности с реализацией продукции, сокращает спрос.

Для устранения противоречий интересов на разных стадиях производства и переработки молока используются различные методы. Одним из них является создание кооперативов, ассоциаций и переход на распределение выручки от реализации конечной продукции в соответствии с долевым участием. Естественным путем это достигается посредством добровольных организационных преобразований.

В современных условиях для предотвращения разрушения производственного потенциала сельского хозяйства, переработки требуется нормативное законодательное регулирование отношений сельского хозяйства, перерабатывающих и торговых организаций.

В условиях Дальнего Востока основная часть молока используется для выработки цельномолочной продукции. Молоко необходимо для детей, пенсионеров, больных. Введение нормативного законодательного регулирования отношений вызывается как экономическими, так и социальными факторами.

Предлагаемый механизм распределения доходов базируется на нормативных методах, направлен на предотвращение случаев неравномерного перераспределения путем занижения цен на сырье, повышение заинтересованности всех участников процесса производства и реализации конечной продукции в снижении затрат, обеспечение примерно равного возмещения затрат на разных стадиях производства и движения продукции.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.