Государственное регулирование

Земельным законодательством устанавливается специальный правовой режим относительно условий обретения права собственности на земельные участки и осуществление гражданами прав собственника, ограничиваются их размеры, которые обусловлены особенностями такого объекта права собственности и его значением в обществе. Эти особенности состоят в потому, что объектом права собственности есть не земля вообще как физический объект материального мира, а земельный участок как правовая категория с четко очерченными границами. В отличие от других объектов права собственности, относительно которых собственник имеет право осуществлять любые действия (изменять местонахождения, потреблять, даже уничтожать ли портить), земельный участок может использоваться лишь соответственно ее целевому назначению (для сельскохозяйственного производства, застройки и т.п.), собственник не должен наносить ей вреда, уничтожать ли портить ее под страхом применения к нему санкций.

Учитывая общенародные интересы, ограниченность размеров земельных ресурсов границами территории Украины, законодатель предусмотрел определенные размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан. Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность земельные участки, размер которых может не превышать 50 га сельскохозяйственных угодий и 100 га всех земель (ст. 52 Земельного кодекса Украины). Соответственно земельному и приватизационному законодательству гражданам Украины предоставлено право получить безвозмездно в собственность земельные участки таких размеров: до 0,6 га — для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов; до 0,25 га — в сельских населенных пунктах, до 0,15 га — в

поселках городского типа (членам коллективных сельхозпредприятий — до 0,25 га, в городах — до 0,1 га) для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений; до 0,12 га — для ведения садоводства; до 0,1 га — для индивидуального дачного строительства; до 0,01 га — для строительства индивидуальных гаражей.

В некоторых случаях граждане могут иметь в собственности земельные участки свыше площади, которая передается им безвозмездно. Так, они могут приобрести у местных советов народных депутатов земельные участки в собственность для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства свыше 50 га за соответствующую плату (ст. 18 Земельного кодекса). В данном разе законодатель не устанавливает определенных ограничительных размеров земельных участков. Не установленные они и относительно тех участков, которые приобретаются гражданами за соглашениями у других собственников.

Указами Президента Украины "О неотложных мероприятиях по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства" от 15 ноября 1994 г. и "О порядке паевания земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям" от 12 августа 1995 г. предусмотрены возникновения права собственности на землю на основании паевания земель сельскохозяйственных коллективных предприятий, сельскохозяйственных коллективов, сельскохозяйственных акционерных обществ и других сельскохозяйственных предприятий, трудовые коллективы которых изъявили желание получить землю в собственность.

Соответственно этим указам после принятия решения местными советами народных депутатов о передаче в коллективную собственность земли органы землеустройства осуществляют ее деление на земельные части (паи) без выделения их в натуре (на местности). При этом каждому члену таких предприятий выдается сертификат на право частной собственности на земельную часть (пай) в условных кадастровых гектарах, а также в стоимостном выражении. Каждому члену сельхозпредприятия предоставлено право беспрепятственного выхода из него и безвозмездного получения в частную собственность своей земельной части (пая) в натуре, которая удостоверяется государственным актом на право частной собственности на землю.

В указах заложенное определенное внутреннее несогласование, поскольку они предусматривают передачу земли в коллективную собственность и вместе с тем за каждым членом сельхозпредприятия признают право частной собственности на земельную частицу (пай). Это несогласование рожденная определенной мерой содержанием ст. 5 Земельного кодекса Украины, в соответствии с которой субъектами права коллективной собственности являются сельхозпредприятия, а совладельцами — их члены.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.