Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2005-2007 гг.

С 2005 г. началась реализации национальных проектов, т.е. проектов в социально-значимых сферах экономики, поэтому целесообразно проанализировать динамику бюджетных расходов на финансирование отраслей социальной сферы именно за 2005-2007 гг., чтобы оценить существенность произошедших изменений в данной области.

Анализ бюджетных расходов за 2005-2007 гг. свидетельствует о повышении расходов на социальные цели (табл.2). Наиболее заметные изменения в сторону повышения коснулись таких разделов как «Жилищно-коммунальное хозяйство» (рост с 2,2 до 2,4% ВВП), «Образование» (с 3,7 до 3,8% ВВП) и «Здравоохранение и спорт» (рост с 2,6 до 2,8% ВВП). Вместе с тем, по оценкам экспертов, данная благоприятная тенденция в значительной степени нивелируется из-за все еще сохраняющегося высокого уровня инфляции, а также увеличения тарифов на энергоносители, услуги ЖКХ, возрастающей стоимости медицинской помощи и образования.

Таблица 2

Бюджетное финансирование отдельных отраслей социальной сферы в 2005/2007 гг. (в % к ВВП)

Рост среднего размера трудовой пенсии в реальном выражении за период 2005-2007 годы составил около 34% (табл.3). Продолжился процесс перевода натуральных льгот в денежные выплаты, что повысило за 2005-2007 годов в 1,64 раза общий размер социальных трансфертов населению.

Как свидетельствует структура расходов консолидированного бюджета, Россия относится к числу стран, в которых посредством государственных финансов перераспределяется сравнительно невысокая доля ВВП. Расходы на финансирование отраслей социальной сферы (образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и социальная политика) в федеральном бюджета 2006 года составили 616,4 млрд. рублей, что на 38,3% выше соответствующего показателя 2005 года. Следует отметить, что по показателю доли в ВВП увеличение социальных расходов составило 2 процентных пункта и достигло 2,3% ВВП. В общих расходах федерального бюджета доля расходов на финансирование отраслей социальной сферы уменьшилось на 6 процентных пунктов: с 15,0 до 14,4%, что, по крайней мере, в три раза меньше доли среднемирового показателя бюджетных расходов на социальные функции государства.

Особенно низкий удельный вес затрат на социальные цели в структуре совокупных расходов расширенного правительства Российской Федерации. Недопустимо низка доля расходов на здравоохранение. В консолидированном бюджете на 2006 год на финансирование: здравоохранения выделено 607,2 млрд. рублей (или 2,5% ВВП); образования – 885 млрд. рублей (или 3,6% ВВП). С позиции нормативного обеспечения данные объемы финансовых ресурсов на душу населения составляют всего половину от величины средств, которые рекомендует Всемирная организация здравоохранения (5% ВВП – на здравоохранение) и мировая практика распределения средств на социальные функции государства (табл.4).

Таблица 3

Показатели роста заработной платы работников бюджетной сферы в 2005-2007 гг.

Доля расходов на здравоохранение в федеральном бюджете в 2007 году равнялась 2,4% от ВВП по сравнению с 6-7% в развитых странах. Расходы по разделу «Здравоохранение и спорт» на 2007г. были запланированы в размере 206,15 млрд. рублей, т.е. выросли в 1,38 раза по сравнению с 2006 годом, когда они составили 145,84 млрд. рублей. В свою очередь, в 2006г. рост расходов по данному направлению был более существенным (по сравнению с фактическими затратами в 2005 году в 1,66 раза, а в реальном исчислении - более, чем в 1,5 раза) («Приложение 4»). Удельный вес расходов федерального бюджета по разделу «Здравоохранение и спорт» в общероссийских расходах возросла по сравнению с 2006 годом с 3,49% до 3,77, тем не менее, отставание от развитых стран по этому показателю остается колоссальным. Важнейшими приоритетами остаются меры, направленные на повышение качества охраны материнства и детства, профилактику, снижение заболеваемости и смертности населения.

Аналогичная ситуация сложилась и с расходами на образование. Расходы на образование составили в 2006г. 201,59 млрд. рублей, что на 26,4% больше по сравнению с уточненными расходами на 2005 год. Данный прирост расходов на образование связан с повышением доступности и качества услуг, а также реформированием системы образования. Из общей суммы расходов (206,03 млрд. рублей) почти 80% направляется в сферу гражданского образования, прежде всего на вузовское образование (77%). На финансирование образования в 2007 году были выделены средства со значительным превышением по отношению к 2006 году (277,94 млрд.

рублей, что более чем на 38% превосходит сумму, утвержденную в 2006 году) («Приложение 5»). Запущена Федеральная целевая программа «Развитие образования на 2006 - 2010 годы», на финансирование которой выделено 8,66 млрд. рублей, что на 7% больше, чем в 2006 году (на финансирование данной ФЦП в 2006 году выделялось 8,03 млрд. рублей). Финансирование реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2007 году производилось в размере 48,59 млрд. рублей. Прирост по отношению к 2006 году составил почти 66%.

Перейти на страницу: 1 2 3


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.