В чем сложность налога на добавленную стоимость (в определении и собирании)

Налогоплательщик на каждой стадии движения продукта должен перечислять в бюджет ту сумму налога, которая соответствует его добавленной стоимости. Сложение всех сумм налога, уплаченных на каждой такой стадии, и будет соответствовать суммарной добавленной стоимости, которая сформируется к моменту достижения продуктом стадии конечного потребления. Налоговый вычет в разрезе бюджета имеет следующий смысл – суммы входного НДС, принимаемого к вычету на каждой стадии движения продукта, должны быть перечислены в бюджет на предыдущей стадии его движения. Только в этом случае к моменту конечного потребления в бюджет поступит вся сумма налога, соответствующая достигнутой на этот момент совокупной добавленной стоимости.

Установлены следующие категории лиц, на которых возлагается обязанность по уплате НДС (ст. 143 НК РФ):

Ø организации (хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия, финансируемые собственником учреждения, общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц, иностранные юридические лица, филиалы и представительства иностранных юридических лиц, международных организаций и т.п., созданные на территории РФ);

Ø индивидуальные предприниматели (физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, частные нотариусы, частные охранники, частные детективы);

Ø лица, признаваемые плательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, определяемы в соответствии с ТК РФ.

Внесенные приказом МНС России от 26 декабря 2003 г. № БГ-3-03/721 изменения и дополнения в Методические рекомендации вступили в силу 26 декабря 2003 года.

МНС России уточнило круг плательщиков НДС, дополнив пункт 1.1 Методических рекомендаций. Уточнено, что организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного налога, и организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ).

Объектом обложения НДС в том виде, в каком он определен в ст. 146 НК РФ, не вполне соответствует названию и сути этого налога. Стоимость реализованных товаров (работ, услуг) больше соответствует объекту обложения налогом с оборота. Суть проблемы – в сложности прямого расчета налоговой базы для корректно определенного объекта – величины добавленной стоимости. Поэтому при установлении НДС законодатели пошли по компромиссному пути – установили объект налогообложения как для налога с оборота, а при определении суммы налога, непосредственно подлежащей уплате в бюджет, определили порядок корректировки величины налога от суммы, соответствующей обороту, до суммы, соответствующей добавленной стоимости.

Объектами обложения НДС признаются совершающиеся на территории РФ:

¨ реализация товаров, работ и услуг;

¨ передача товаров, выполнение работ либо оказание услуг для собственных нужд, если соответствующие расходы не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;

¨ выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

¨ ввоз товаров на таможенную территорию РФ.

Общим условием для всех объектов налогообложения является то, что операция должна совершаться на территории РФ. Суть проблемы состоит в том, что территория РФ и таможенная территория РФ не совпадают – разницу между ними составляют находящиеся на географической территории РФ особые экономические зоны, созданные в соответствии с федеральными законами.

Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения (п. 1 ст. 53 НК РФ). Она является существенным элементом налога и определяется особым образом применительно каждому конкретному налогу.

Законодательством установлены адвалорные (процентные) ставки НДС, таким образом, сумма налога меняется пропорционально изменению налоговой базы. Все установленные ставки НЛС можно классифицировать следующим образом:

Ø прямые ставки:

§ обычная ставка: 18%;

§ пониженные (льготные) ставки: 0 и 10%;

Ø расчетные ставки (применяются к сумме платежа, часть которого составляет сумма налога).

Прямые налоговые ставки могут применяться, если налогоплательщик или налоговый агент располагает информацией о величине налоговой базы. Однако в ряде случаев налогоплательщик может иметь информацию о величине платежа, в состав которой одновременно входят и налоговая база по данной операции, и соответствующая ей сумма НДС, причем последняя в явном виде не указывается. В таких ситуациях возникает необходимость определить сумму НДС так называемым «расчетным методом», который указан в п. 4 ст. 164 НК РФ и основу которого составляет применение расчетных ставок налога. Платеж, в состав которого входит НДС, состоит из двух частей:

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.