В чем сложность налога на добавленную стоимость (в определении и собирании)

В чем сложность налога на добавленную стоимость (в определении и собирании).

Прообраз налога на добавленную стоимость (НДС) появился в 20-х гг. XX в.: в рамках налоговой реформы, проводимой в этот период в Германии, был предложен «улучшенный налог с оборота», напоминающий возникший позже НДС.

В современном виде НДС был разработан в 1954 г. во Франции. Его автор – французский экономист М. Лоре. Данный налог был введен в налоговую систему Франции в 1958 г. Его прогрессивность и экономическая ценность были очевидны – суммы НДС, взимаемые на каждой стадии жизненного цикла продукта, в большей (чем налог с оборота) степени соответствуют той экономической роли, которую при этом играет собственно налогоплательщик.

В 90-х гг. XX в. НДС входил в налоговые системы более чем 80 стран. Среди экономически развитых странах его не применяют в США и Японии. При этом следует отметить, что на уровне штатов в США действует налог с продаж – косвенный налог на потребление, схожий с НДС. Налог с продаж включен и в налоговую систему Японии.

В Российской Федерации НДС появился в начале 90-х. гг. XX в. Причиной его включения в налоговую систему страны стала не только необходимость существенно увеличить доходы бюджета, но и желание вступить в ЕЭС. НДС был введен Законом РСФСР от 06.12.1991 № 1992-1 «О налоге на добавленную стоимость» и начал взиматься с 01.01.1992. Закон утратил силу с 01.01.2001 в соответствии с Федеральным законом от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации о налогах». Однако отдельные его положения продолжали действовать до декабря 2002 г.

В настоящее время НДС регулирует гл. 21 НК РФ, он относится к федеральным налогам и взимается на всей территории Российской Федерации.

НДС – косвенный налог на потребление, распространяющийся на товары, работы и услуги. Основное назначение этого налога – реализация фискальной (бюджетообразующей) функции налогов.

В полном соответствии со своим назначением НДС занимает первое место среди бюджетообразующих налогов федерального уровня бюджетной системы.

Показатель «добавленная стоимость» применяется для расчета валового внутреннего продукта и представляет собой разницу между стоимостью реализованной готовой продукции (товаров, работ, услуг) и стоимостью продуктов, потребленных при ее производстве.

Другими словами, добавленная стоимость – это сумма затрат, добавляемых к стоимости исходного сырья и материалов на каждой стадии производства, продажи, перепродажи.

Определить величину добавленной стоимости можно двумя способами:

8суммированием всех ее компонентов (метод сложения);

8путем нахождения разницы между стоимостью реализации и суммарной стоимостью всех компонентов исходного сырья (метод вычитания).

В действующем налоговом законодательстве Российской Федерации закреплен второй из указанных вариантов расчета. В пользу такого выбора можно привести следующие доводы. В целях налогообложения в принципе нет необходимости определять собственно величину добавленной стоимости, основная задача – определить соответствующую ей сумму налога. Использование метода вычитания в данном случае способно значительно облегчить ее решение. Расчет суммы НДС, подлежащей уплате в бюджет, определяется в два этапа:

8рассчитывается сумма НДС, соответствующая всему обороту (стоимости реализации);

8из полученной суммы вычитаются суммы НДС, перечисленные поставщикам и подрядчикам в составе платежей за различные компоненты исходного сырья.

Основная сложность практической реализации этого способа определения величины добавленной стоимости – понять, какие суммы входного НДС (т.е. поступившие на начальной стадии процесса производства) относятся к составляющим исходного сырья, а значит, подлежат вычету, а какие – нет. В налоговом законодательстве Российской Федерации это достигается путем установления критериев, которым должны соответствовать суммы входного НДС.

Установленный на сегодняшний день в налоговом законодательстве РФ порядок исчисления НДС является достаточно экономически грамотным, поэтому вряд ли он претерпит в ближайшем будущем существенные изменения. Наиболее вероятно, что изменения в законодательстве будут направлены на наиболее полное соответствие НДС текущей экономической ситуации в стране и коснутся в основном налоговых льгот.

Несколько иначе дело обстоит с налоговым контролем правильности исчисления и уплаты НДС, в частности – с контролем соответствия уплачиваемых в бюджет сумм реальной экономической деятельности налогоплательщиков.

Налог реально уплачивает потребитель конечного продукта, плательщик НДС на промежуточных стадиях производства, продажи, перепродажи представляет собой всего лишь передаточное звено, задача которого перераспределить денежные потоки: получив НДС от покупателя в составе выручки, перечислить его государству.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.