Методика аудита финансовых результатов и налоговых расчетов страховой фирмы.

Таким образом, именно у российского страховщика возникает обязанность удерживать налог у источника по доходам зарубежного перестраховщика и именно к нему отечественные налоговые органы будут предъявлять претензии по взысканию данного налога. Поэтому в случае перевода средств за границу по договору перестрахования аудитору следует проверить наличие факта удержания налога с доходов и правильность расчета его суммы. Если выплата доходов произведена без уплаты налога, то в соответствии с установленным порядком его сумма удерживается в бесспорном порядке с российского страховщика.

Отличительной особенностью деятельности страховых организаций является удержание ими налога на доходы физических лиц, полученных гражданами по договорам страхования. Поэтому аудиторы уделяют много внимания проверке правильности исчисления и уплаты этого налога.

Прежде всего, следует иметь в виду, что не подлежат налогообложению суммы страховых выплат, полученных физическими лицами:

- по обязательному страхованию;

- по договорам добровольного имущественного страхования (за исключением материальной выгоды в виде разницы между суммой страховой выплаты и стоимостью реально полученного ущерба застрахованного имущества) и страхования ответственности в связи с наступлением страхового случая;

- в возмещение вреда жизни, здоровью и медицинских расходов страхователей или застрахованных лиц;

- по договорам добровольного долгосрочного (на срок не менее пяти лет) страхования жизни.

В остальных случаях выплаты, полученные от страховой организации, могут стать объектом налогообложения,

но порядок расчета подоходного налога различается в зависимости от того, кто оплатил взносы по договору страхования. Если договор был оплачен физическим лицом и суммы страховых выплат окажутся больше сумм, внесенных этим лицом в виде страховых взносов, увеличенных страховщиком на сумму, рассчитанную исходя из ставки рефинансирования, установленной Банком России на момент заключения договора страхования, то материальная выгода в виде разницы между этими суммами подлежит налогообложению у источника выплаты отдельно от других доходов по ставке 15%. В том случае, когда физическое лицо застраховано за счет средств предприятия, налог взимается в общеустановленном порядке с суммы разницы между страховой выплатой и ранее уплаченным по договору страховым взносом.

Некоторые нюансы имеются при налогообложении выплат по договорам добровольного медицинского страхования, на которые аудитор должен обратить внимание. В частности, страховые выплаты в форме оплаты стоимости амбулаторного и стационарного медицинского обслуживания застрахованных работников и членов их семей налогом не облагаются, тогда как выплаты в виде оплаты стоимости иных форм медицинского обслуживания, например санаторно-курортного лечения (даже если они предусмотрены правилами страхования) подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Важно отметить, что страховая организация иногда может и не удерживать налог на доходы физических лиц, не нарушая при этом налогового законодательства. В том случае, когда страховые выплаты перечисляются страхователю, который непосредственно выплачивает

их застрахованным физическим лицам, удержание налога должно производиться указанным страхователем, являющимся источником выплаты. Однако такой порядок выплат должен быть предусмотрен договором страхования и обязанность аудитора проверить наличие такого условия в договоре.

Контроль за полнотой исчисления и уплаты всех установленных налогов сводится к проверке правильности: определения суммы налогов, соблюдения методики их исчисления; заполнения налоговых расчетов, предоставляемых налоговым органам; отражения на счетах бухгалтерского учета начисленных сумм налогов, а также проверке своевременности уплаты исчисленных налогов.

Перейти на страницу: 1 2 3


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.