Первоочередные задачи бюджетной политики в области расходов

Достигнутый уровень непроцентных расходов консолидированного бюджета не соответствует нынешнему уровню экономического развития страны, а их динамика препятствует снижению налогового бремени и закреплению тенденций экономического роста. Дальнейшее увеличение отдельных категорий расходов может быть допущено только в целях финансирования конкретных программ, обеспечивающих снижение соответствующих бюджетных расходов в ближайшие годы. В последние два года в некоторых регионах наблюдается резкий рост непроцентных расходов, что свидетельствует об углублении дисбаланса в бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.

Исполнительная и законодательная власть должны осуществить рационализацию расходов бюджета, сократить неэффективные государственные (муниципальные) обязательства и расходы, создать действенную систему управления государственными расходами.

Для этого необходимо провести работу, в частности, по следующим направлениям.

Первое. Обеспечить законодательную отмену нефинансируемых «федеральных мандатов». Практика временного приостановления в течение ряда лет действия одних и тех же положений законов, возлагающих на федеральный бюджет невыполнимые обязательства, себя исчерпала.

Второе. Следует продолжить упорядочение системы социальных льгот и выплат, предусмотрев при этом замену большинства категориальных льгот адресными формами социальной поддержки населения, а также ликвидацию ведомственных льгот.

Третье. Необходимо создать систему планирования и мониторинга социально-экономической результативности бюджетных расходов с помощью качественных и количественных индикаторов - как в отношении бюджетов всех уровней, так и в отношении конкретных бюджетополучателей.

Четвертое. Необходимо перейти от традиционного финансирования потребностей бюджетных учреждений к реструктуризации этого сектора на основе использования новых организационно-правовых форм и механизмов финансирования. Недопустимо принятие бюджетными учреждениями обязательств, не санкционированных государством.

На законодательном и исполнительном уровнях необходимо перейти к использованию механизмов, обеспечивающих заинтересованность государственных органов и бюджетных учреждений в повышении качества предоставляемых услуг, а также в разумной экономии средств.

В течение трех лет необходимо перейти к системе государственных заказов организациям на предоставление социальных услуг, в которой субвенции и субсидии будут выделяться только на осуществление деятельности, соответствующей приоритетам государственной политики. В большинстве случаев следует перейти от сметного принципа финансирования к принципу самостоятельности в принятии финансовых решений соответствующими организациями.

Необходимо прекратить практику софинансирования бюджетных учреждений. При признании - целесообразности такого софинансирования следует менять организационно-правовую форму соответствующих учреждений.

Пятое. Следует принять меры по обеспечению конкурёнтоспособности государственной службы на рынке труда. В частности, следует подготовить и внести изменения в федеральное законодательство, позволяющие перейти к использованию общепринятых контрактных принципов найма государственных служащих.

Необходимо разработать решения, позволяющие без ущемления конституционных полномочий субъектов Российской Федерации и муниципальных образований значительно сократить размеры административного аппарата на региональном и местном уровне. Предусмотреть для этого использование различных инструментов, включая и корректировку федеральных трансфертов.

Шестое. Необходимо разработать принципы формирования государственной инвестиционной программы. С 2003 года следует перейти к утверждению Правительством Российской Федерации проекта федеральной адресной инвестиционной программы с последующим направлением ее в Государственную Думу вместе с проектом федерального закона о бюджете.

Седьмое. В бюджетах всех уровней на очередной финансовый год должны учитываться планируемые изменения тарифов на продукцию (услуги) предприятий монопольного сектора. Решения об уровне тарифов следует принимать до внесения проектов бюджетов в законодательные органы власти.


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.