Итоги бюджетной политики за 2001 – 2002 гг.

В прошедшем году бюджетная политика проводилась в соответствии с приоритетами, определенными на среднесрочную перспективу.

Федеральный бюджет в 2000 и 2001 годах был исполнен, а на 2002 год - сформирован с профицитом. В составе бюджета образован финансовый резерв, призванный обеспечить безусловное выполнение долговых обязательств и поддержание макроэкономической стабильности.

Текущие платежи по обслуживанию и погашению государственного долга осуществляются своевременно и в полном объеме. В результате проведения взвешенной бюджетной политики и эффективного управления долгом смягчена долговая проблема.

Приняты ключевые главы Налогового кодекса Российской Федерации, направленные на снижение номинального налогового бремени, сокращение налоговых льгот, упрощение налоговой системы. В 2003 году перестанет действовать последний оборотный налог - на пользователей автомобильных дорог. В результате расширяется налоговая база, увеличивается собираемость налогов, повышается качество налогового администрирования. Можно говорить о том, что налоговая система в основном упорядочена.

Увеличилась степень концентрации бюджетных расходов на приоритетных направлениях, в том числе в рамках сокращенного перечня федеральных целевых программ. Проводится законодательная и организационная работа по переводу социальных льгот в денежную форму, усиливается адресность социальной поддержки.

Начата реализация Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года.

Осуществлены меры по усилению казначейского контроля за использованием государственных средств.

Федеральный бюджет в основном исполняется через казначейство. Практически полностью осуществлен перевод счетов организаций Минобороны России, а также большей части счетов по учету внебюджетных средств бюджетных учреждений в систему федерального казначейства.

Бюджеты практически всех субъектов Российской Федерации переведены полностью или частично на кассовое обслуживание органами федерального казначейства.

Принимаются меры, направленные на усиление бюджетной дисциплины. Вводятся элементы контроля за соблюдением бюджетополучателями лимитов бюджетных обязательств. Впервые в истории Российской Федерации на законодательном уровне были утверждены отчеты об исполнении федерального бюджета за 1999 и 2000 годы.

Вместе с тем бюджетный процесс нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Среди основных проблем необходимо отметить следующие:

Ø сохраняющийся разрыв между объемом законодательно установленных государственных обязательств и объемом фактически имеющихся финансовых ресурсов;

Ø неэффективность механизма финансирования значительной части бюджетных расходов, в особенности в части, касающейся финансирования бюджетных учреждений;

Ø отсутствие четкого разграничения расходных полномочий и доходных источников между уровнями бюджетной системы;

Ø высокий уровень номинальной налоговой нагрузки;

сохраняющаяся сильная зависимость бюджета от внешнеэкономической конъюнктуры;

Ø краткосрочность бюджетного планирования и его несоответствие задачам среднесрочной экономической политики.

На решение данных проблем должны быть направлены усилия всех ветвей власти в 2002 - 2003 годах.


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.