Региональные бюджеты

Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюд­жетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, воз­ложенных на государственные органы управления субъекта Россий­ской Федерации.

В современных условиях все в большей степени региональ­ные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономиче­ском и социальном развитии территорий.

В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.

Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления регио­нальным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружаю­щей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расши­ряется.

С помощью региональных бюджетов государство осуществ­ляет выравнивание уровней экономического и социального раз­вития территорий, которые в результате исторических, геогра­фических, военных и других условий отстали в своем экономи­ческом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.

Доходы региональных бюджетов

Собственные доходы регио­нальных бюджетов включают следующие региональные на­логи и сборы:

· налог на имущество предприятий; · транспортный налог;

· налог на недвижимость; · дорожный налог;

· налог на игорный бизнес; · налог с продаж;

· региональные лицензионные сборы.

К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.

Регулирующие доходы регио­нальных бюджетов включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определен­ным федеральным законом о федеральном бюджете на очеред­ной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.

Состав доходов региональных бюджетов характеризует таблица:

Наименование показателя

Млрд. руб.

% к общей сумме

Налоговые доходы – всего

884,6

67%

Налог на прибыль

553,6

42%

Налоги на имущество

88,1

7%

Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы

89,5

7%

в том числе акцизы

40,2

3%

Налоги на совокупный доход

20,5

2%

Платежи за пользование природными ресурсами

85,9

6%

Прочие налоги, пошлины и сборы

46,8

4%

Неналоговые доходы - всего

82,4

6%

Доходы от имущества

58,8

4%

Доходы от продажи земли и нематериальных

активов

1,1

0,1%

Административные платежи и сборы

2,8

0,2%

Штрафные санкции

4,9

0,4%

Прочие неналоговые доходы

14,7

1%

Безвозмездные перечисления

215

16%

в том числе: от бюджетов других уровней

202

15,3%

Доходы целевых бюджетных фондов

132,1

10%

из них: целевые бюджетные фонды субъектов

Российской Федерации

32,7

2%

Доходы от предпринимательской

деятельности

8,3

1%

ИТОГО ДОХОДОВ

1322,4

100%

Перейти на страницу: 1 2 3


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.