Внебюджетные фонды

Первоначально внебюджетные фонды появились в виде специальных фондов или особых счетов задолго до возник­новения единого центрального денежного фонда государ­ства — бюджета. Государственная власть с расширением своей деятельности нуждалась во все новых расходах, тре­бовавших средства для своего покрытия. Эти средства кон­центрировались в особых фондах, предназначенных для спе­циальных целей. Такие фонды носили временный характер, и с выполнением государством намеченных мероприятий они прекращали свое существование. В связи с этим количе­ство фондов постоянно менялось: одни возникали, другие аннулировались. Следовательно, государственный внебюджетный фонд — это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации. Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строго целевое назначение. Они создаются на основе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направ­ления использования денежных фондов. Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверж­даются законодательными органами в форме закона аналогично закону об утверждении государственного бюджета. Формируются го­сударственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Средства государственных внебюджет­ных фондов находятся в государственной собственности. Внебюджетные фонды образуются двумя путями:

§ выделением из бюджета определенных расходов, име­ющих особо важное значение;

§ формированием внебюджетного фонда с собственны­ми источниками доходов для определенных целей

Специальные внебюджетные фонды предназначены для целевого использования. Обычно в названии фонда указы­вается цель расходования средств.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные, в соответ­ствии с уровнем управления — на общегосударственные и региональные.

С помощью внебюджетных фондов возможно:

Ø влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования отечественных пред­приятий;

Ø обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специально определенных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;

Ø оказывать социальные услуги населению путем вып­латы пособий, пенсий, субсидирования и финансирования социальной инфраструктуры в целом;

Ø предоставлять займы, в том числе зарубежным парт­нерам, включая иностранные государства.

Организация функционирования внебюджетных фондов находится в ведении государственных органов власти — цен­тральных, региональных и местных.

Ведущая роль принадлежит государственным социальным внебюджетным фондам:

¨ Пенсионному фонду Российской Федерации;

¨ Фонду социального страхования Российской Федерации;

¨ Федеральному фонду обязательного медицинского страхования;

¨ Государственному фонду занятости населения Российской Федерации;

Одновременно с социальными были созданы другие внебюджетные фонды. Крупнейшими из них были:

§ дорожные (федеральный и территориальные) фонды;

§ воспроизводства минерально-сырьевой базы (федеральный и территориальные). Впоследствии значительная их часть была консолидирована в бюджеты.

В состав бюджета они включатся отдельными разделами, т.е. в виде целевых бюджетных фондов.

Реформирование системы внебюджетных фондов Рос­сийской Федерации идет в двух направлениях: одни вне­бюджетные фонды утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды пе­редаются в состав финансовых органов, а другие сохраня­ют юридическую самостоятельность, но включаются в со­став бюджетной системы Российской Федерации.

Таким образом, в настоящее время происходит про­цесс централизации финансовых средств в руках государ­ства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.