Принципы бюджетной системы

Бюджетный кодекс Российской Федерации регламентирует следующий перечень принципов построения и функционирования бюджетной систе­мы Российской Федерации:

Принципы

Основные положения

единства

единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, введение бухгалтерского учета средств федерального бюджета, региональных бюджетов и местных бюджетов.

разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ

закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, субъектов РФ, органами местного самоуправления.

самостоятельности бюджетов

Наличие собственных источников доходов бюджетов каждого уровня бюджетной системы, законодательное закрепление регулирующих доходов бюджетов, право органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов, определять источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов, а также на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс.

полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов

отражение в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.

Общее покрытие расходов

Все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов из источников финансирования его дефицита.

достоверности бюджета

надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реальность расчета доходов и расходов бюджета.

сбалансированности бюджета

объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сумме доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита и т.д.;

гласности

обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота представления информации о ходе исполнения бюдже­тов, а также доступность иных сведений по решению законода­тельных органов государственной власти, органов местного самоуправления; обязательная открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотре­ния и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодатель­ного органа государственной власти, либо между законодательным и исполнительным органами государственной власти.

Эффективность и экономность использования бюджетных средств

при составлении и исполнении бюджетов органы власти и получатели бюджетных средств должны исхо­дить из необходимости достижения заданных результатов с ис­пользованием определенного бюджетом объема средств.

адресности и целевого характера бюджетных средств.

выделение бюджетных средств в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Обобщая содержание принципов построения бюджетной системы можно сказать, что их реализация должна определяться необходимостью выполнения общегосударственных экономических и социальных программ, а также перераспределением финансовых ресурсов для выравнивания развития регионов.


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.