Финансовый контроль, его виды и формы. Органы финансового контроля и их функции.

Финансовый контроль – контроль законодатель- ных и исполнительных органов власти всех уровней, а также специально созданных учрежде- ний за финансовой деятельностью всех экономи- ческих субьектов (государства, предприятий, учреждений, организаций) с применением особых методов. Он включает контроль за соблюдением финансово-хозяйственного законодательства в процессе формирования и использования фондов денежных средств; оценку экономической эффективности финансово-хозяйственных операций и целесообразности произведенных расходов. Финансовый контроль призван обеспечить интересы и права как государства и его учрежде- ний, так и всех других экономических субьектов. Государственный финансовый

контроль пред- назначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также конт- роль за финансовой деятельностью государст- венных предприятий и учреждений, государствен- ных банков и финансовых корпораций. Финансо- вый контроль со стороны государства негосудар- ственой сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед госу- дарством, включая налоги и др. платежи. Система финансового контроля включает следующие эле- менты:

- ведомство главного ревизора- аудитора (счетная палата) с подчинением непос- редственно парламенту или президенту. Главная цель этого ведомства – общий контроль за расходованием государственных средств;

- налоговое ведовство с подчинением правит- тельству или министерству финансов страны, контролирующее поступление налогов;

- контролирующие структуры в составе ведо- мств, осуществляющие проверки и ревизии подведомственных учреждений;

- негосударственные контролирующие службы, осуществляющие на коммерческой основе проверку достоверности отчетной документа-ции и законности финансовых операций;

- службы внутреннего контроля.

Финансовый

контроль можно классифицировать по разным критериям:

- времени проведения(предварительный, текущий, последующий);

- субьектам контроля(президентский, контроль представительных органов власти, ведомствен ный, внутрихозяйственный, аудиторский)

- сфере финансовой деятельности(бюджетный, налоговый, валютный, кредитный, страховой)

- форме проведения (обязательный-внешний, инициативный-внутренний)

- методам проведения (проверки, обследования, надзор, анализ хоз. деятельности, наблюдение, ревизии.

Для проведения финансового контроля со стороны представительных органов созданы специальные структуры: комитеты и комиссии Совета Федера- ции и Гос. Думы, Счетная палата РФ.

В настоящее время Комитет Гос. Думы и соответ- ствующие подкомитеты проводят экспертно-ана- литическую работу по всем финансовым вопросам.


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.