Особенности формирования финансовых рынков в России.

Часть прибыли Банка России поступает в доход федерального бюджета. Порядок распределения прибыли устанавливается Советом директоров банка. Банк России без взимания комиссионного возна­граждения осуществляет операции с федеральным бюджетом и бюд­жетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также операции по обслуживанию государственного долга и опера­ции с золотовалютными резервами.

Российская двухуровневая банковская система (Центральный банк РФ и система коммерческих банков) начала формироваться с 1991 г. с образованием Российской Федерации как самостоятель­ного государства. В становлении системы коммерческих банков мож­но выделить шесть этапов.

На первом этапе

(он продолжался до конца 1993 г.) наблюдалась значительная концентрация ресурсов банковской системы в руках крупнейших кредитных учреждений, образованных на базе прежних государственных спецбанков, таких, как «Сбербанк», «Промстрой­банк», «Мосбизнесбанк» (бывший «Жилсоцбанк»), и ряда других.

Второй этап

(1994 г. — середина 1995 г.) развития банковской системы характеризовался появлением значительного числа вновь образованных коммерческих банков. Концентрация банковского ка­питала в этот период достигла наименьшего значения.

Развитию кредитных учреждений способствовала высокая инфля­ция, что позволяло банкам получать значительные прибыли без ре­ального развития квалифицированного управления. Для банков этого периода было характерно инфляционное основание расширенного вос­производства капитала.

Банки на данном этапе развития практически не занимались долгосрочным кредитованием предприятий, так как проценты по кредитам фактически не компенси­ровали инфляции.

Кризис рынка межбанковских кредитов и падение темпов инфля­ции привели к банкротству большого числа мелких и средних бан­ков, перевели развитие системы на новую ступень через процессы разорения, концентрации и централизации банковского капитала. Наступил третий этап(с середины 1995 по 1997 г.), знаменовавший­ся чередой кризисных явлений.

На 1 января 1997 г. совокупные активы 100 крупнейших коммер­ческих банков России составляли 433 946,4 млрд. руб. При этом на долю Сберегательного банка приходилось 38,87%, первых пяти бан­ков—51,8%, первых 20 банков—77,3% совокупных активов 100 крупнейших коммерческих банков [Сажин, Смирнова, с. 270]. Для данного периода характерно снижение доли валютных обяза­тельств по сравнению с предыдущим этапом (с 20 до 10—12%), сни­жение доли кредитов с 60 до 55% и одновременный рост государст­венных обязательств с 3—5 до 20%. Это было связано с развитием рынка государственных ценных бумаг. Появление государственных долговых обязательств имело целью осуществить безынфляционный переход к финансированию дефицита бюджета. Государство стало выступать в качестве главного заемщика финансовых ресурсов у коммерческих банков.

Важно отметить следующее. Крупнейшими операторами на рынке государственных долговых обязательств выступали банки, которые одновременно являлись и главными агентами по обслуживанию бюд­жетных счетов. Остатки бюджетных средств на счетах этих банков активно использовались для покупки государст­венных краткосрочных бескупонных облигаций и облигаций феде­рального займа с переменным купоном (ГКО — ОФЗ). Рынок ГКО — ОФЗ обладал весьма высокой ликвидностью, не уступавшей ликвидности валютных счетов.

Снижение доходности ГКО, ужесточение денежной политики во второй половине 1997 г. повлекло ухудшение финансовых показате­лей деятельности банков. Балансовая прибыль по итогам 1997 г. в целом по коммерческим банкам сократилась в абсолютном выражении почти вдвое по сравнению с 1996 г., не достигнув даже уров­ня 1995 г.[1]

В 1997 г. активизировались слияния банков, создание различных конгломератов, альянсов, банковских группировок, холдингов и т. п. Эти процессы характеризуют четвертый этап

(с начала 1997 по ав­густ 1998 г.) в становлении банковской системы России, который связан также и с началом переориентации многих банков (прежде всего немосковских) на работу с реальным сектором экономики. В 1997 г. была переломлена тенденция к абсолютному и относитель­ному сокращению кредитной активности. За девять месяцев 1997 г. московские банки, без учета Сбербанка, получили за счет кредитова­ния от конечных заемщиков 37 % своих доходов, региональные ком­мерческие банки — 48 %[2].

Этот период связан и с процессом активного встраивания в бан­ковский сектор страховых компаний. Использовались различные формы — от соглашений о стратегическом партнерстве до перекрест­ного владения неконтрольными пакетами акций. Для данного этапа характерна активизация в деятельности региональных банков, свя­занная со структуризацией банковского бизнеса путем создания ре­гиональных банков развития, различных альянсов местных коммер­ческих банков с целью защиты экономических, политических и элек­торальных интересов местных властей. Наиболее активно указанные процессы проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Башкортостане.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.