Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее обусловившие

И все же конкретные позиции России в мировой нефтяной игре служат предметом пристального внимания и многочисленных спекуляций. Эти спекуляции служат цели побудить Россию к конкретным действиям в интересах либо производителей либо потребителей нефти.

Позиция американцев вполне понятна: побудить Россию выступить в противовес ОПЕК против сокращения квот на добычу и экспорт нефти. При этом, однако, США весьма осторожно стимулируют инвестиции в нефтедобывающий сектор экономики России. В целом же интересы России и США в части цен на энергоносители отнюдь не совпадают. Россия, будучи вторым после Саудовской Аравии, мировым экспортером нефти более заинтересована в поддержании относительно высоких цен на нефть, США, являющиеся крупнейшим импортером нефти – напротив, в их достаточно низком уровне.

Поэтому основное внимание Россия уделяет, все же, отношениям с ОПЕК. Известно, что падение цены барреля нефти на 1 долл. адекватно недобору млрд. долларов в российском бюджете. Поэтому Россия склонна считаться с требованиями ОПЕК. В отношениях между Россией и ОПЕК отмечается сложная комбинация интересов сторон, тесно взаимосвязанных на мировом нефтяном рынке.

Как известно, Россия пошла на сокращение своего нефтяного экспорта в I квартале 2002 г. на 150 млн. т в рамках единой с ОПЕК стратегии за повышение нефтяных цен. Позднее Россия приняла решение ограничить свой экспорт нефти и на II квартал 2002 г. до уровня, обозначенного ранее достигнутыми договоренностями с ОПЕК.

Однако, исходя из укрепления своих позиций на мировом нефтяном рынке, Россия решилась на отмену своего решения по сокращению экспорта нефти, во многом рассчитывая на сохранение благоприятной ценовой конъюнктуры.

Сокращение ежедневных поставок российской нефти на мировые рынки на 2 млн. баррелей позволило стабилизировать мировую цену на нефть в коридоре 20-25 долл. за баррель.

Россия обязалась сдерживать свой нефтяной экспорт до конца I полугодия 2002 г. На самом же деле, ограничения соблюдались лишь до конца I квартала года, а 17 мая 2002 г. страна официально отказалась от договоренностей с ОПЕК. Было решено, что в предстоящие два месяца Россия постепенно выйдет на свои обычные объемы добычи и экспорта нефти. Решение восстановить объемы экспорта не было неожиданным. Этому есть свои причины. Российские нефтяные компании давно выступали за снятие квот и ограничений на экспорт и оказывали давление на правительство с тем, чтобы отказаться от соглашения с ОПЕК, не дожидаясь конца второго квартала, ведь основную прибыль они получают от экспорта, так как на внутреннем рынке потребители платят за нефть гораздо более низкую цену.

Кроме того, специфика России в том, что она, в отличие от стран ОПЕК, не способна варьировать объемы добычи и экспорта: слишком велика и односторонне выражена зависимость ее экономики от нефтедолларов. В России, как известно, правительство ставит возможность выплаты по долгам в зависимости от ценовой конъюнктуры рынка энергоносителей и вытекающих отсюда перспектив дополнительных доходов бюджета.

В 2002 г. средства от реализации минерально-сырьевых ресурсов, а также продуктов их переработки пополнили федеральный бюджет на 721,5 млрд. руб., что составило 42% доходной части. А валютные поступления от поставок за рубеж ТЭР (топливно-энергетических ресурсов) превысили 70% общего объема российского экспорта. Доходы от продажи нефти составили около 20% экспортных поступлений России.

Экспорт нефти из России в январе-ноябре 2002 года составил 171,47 млн. тонн, что на 17% выше аналогичного показателя прошлого года. Как передает агентство нефтяной информации, выручка за экспортные поставки в 2002 г. выросла на 12% и составила $26,1 млрд. В марте экспорт нефти российскими компаниями также был на рекордно высоком уровне - 11,56 млн. т (2,723 млн. барр./сут.) по сравнению с 9,95 млн. т (2,590 млн барр./сут.) в феврале.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.