Государственное регулирование экспорта нефти.

Непременно в задачи государственного регулирования входит

координация внешнеэкономической деятельности нефтегазовых компаний. Минтопэнерго принципиально настаивает на информировании госорганов о всех значимых внешнеэкономических договоренностях и контрактах, заключаемых российскими нефтегазовыми компаниями.

На сегодня рыночная экономика предлагает нам две альтернативы регулирования экспорта – квоты и налоги (акцизы).

Что такое квота? Это показатель, определяющий, сколько нефти будет продано за текущий временной отрезок, и сколько достанется каждой компании. Квоты хороши тем, что, являясь нерыночным инструментом регулирования, они позволяют государству более четко и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка. Еще один плюс такого решения в том, что квоты позволяют координировать российский экспорт с экспортными квотами ОПЕК, что дает возможность, в свою, очередь, избегать резких падений цен.

Вторая альтернатива – налоговое регулирование. С точки зрения соответствия стандартам рыночной экономики налоговое регулирование предпочтительнее. Налоговое регулирование позволяет правительству адаптировать экспортные пошлины к тенденциям мировых цен на нефть. Как известно, роль экспортных пошлин на нефть двойственна. С одной стороны, они формируют значительную часть доходов бюджета и при этом, что особенно важно, валютные поступления в бюджет. Их непосредственный эффект прост – чем выше пошлины, тем лучше бюджету, хотя, впрочем, отдаленные эффекты могут быть иные и их можно обнаружить, например, при сравнении экономической эффективности работы бюджетных денег и денег, которыми оперирует нефтяной сектор. С другой стороны, экспортные пошлины непосредственно влияют на финансовые показатели нефтяных компаний. Чем выше экспортные пошлины, тем финансовые показатели нефтяных компаний хуже. Отсюда уровень экспортной пошлины – это всегда компромисс между интересами бюджета и интересами нефтяных компаний.

В России либерализация государственного регулирования в области экспорта энергоноси­телей привела к росту экономической преступности. Стала возрастать коррупция. Больших размеров достиг отток российских нефтедолларов в зарубежные банки. Одновременно это привело к неоправданному снижению цен на рос­сийскую нефть на мировом рынке. Мировой опыт показывает, что в крупнейших странах-экспортерах топлива осуществляется достаточно жесткий государственный контроль за его экспортом. Это относится как к промышленно развитым, так и развивающимся странам. Сохранение жесткого государственного контроля над внешней торговлей топливом дает возможность странам более эффективно бороться с коррупцией, отстаивать национальные интересы государства на, мировых рынках.

Сейчас наступает время, когда остро необходимо сочетание плановых и рыночных механизмов. Оно и понятно: рынок должен беспрепятственно формировать цену бензина на заправочных станциях, а государству пристало в плановом порядке регулировать освоение своих нефтяных ресурсов, косвенно воздействуя этим на цену нефти и бензина.

Перейти на страницу: 1 2 


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.