Провалы рынка и роль государства в их устранении.

При всей своей огромной позитивной роли рынок не в состоянии обеспечить эффективное решение ряда стратегических задач развития экономики, социальных проблем. Рынку, предоставленно­му самому себе, присущи анархичность и стихийность, приводящие к экономическим потерям и снижению эффек­тивности хозяйствования. Рынок обостряет проблему со­циального неравенства, порождает значительную диффе­ренциацию доходов, имущественное расслоение населения.

Рынок не способен противостоять монополистическим тен­денциям. В условиях рыночной стихии неизбежно возникают мо­нополистические структуры, ограничивающие свободу конкурен­ции. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии. Создаются неоправданные привилегии для ограниченного круга субъектов рынка. Чтобы поддержать чрезвычайно высокие цены, монополисты искусственно сокращают производство. Это вызывает необходи­мость регулирования цен, скажем, на продукцию сырьевых моно­полий, электроэнергию, транспорт.

Рыночная конкуренция приводит к высвобождению работ­ников из производства и безработице, обострению социаль­ного положения малообеспеченных слоев населения. Рынок благоприятствует экономически сильным группам потребителей, в то время как экономически слабые группы (пенсионеры, инвалиды, молодежь и др.) остаются порой обделенными.

Рынок не восприимчив к долгосрочным общегосудар­ственным программам, связанным с ликвидацией социаль­ного неравенства, экологией, обустройством территорий. Он не в состоянии самостоятельно реализовать стратеги­ческие идеи в области науки и техники, осуществить в масштабе всей национальной экономики крупные струк­турные сдвиги, сориентированные на перспективу.

Рынок предполагает использование механизма государственного регулирования для решения различных проблем.

Несовершенства («провалы») рынка смягчаются со­зданием соответствующих институциональных структур, участием государства в распределении ресурсов, решении проблем, которые не могут быть обеспечены чисто рыночными инструментами.

Государство обеспечивает защиту прав производителей и потребителей; принимает законы, обеспечивающие право собственности; оказывает противодействие неограничен­ной власти монополий, разрабатывает антимонопольное законодательство; принимает санкции против продажи не­качественных товаров, ложной информации о деятельнос­ти фирм; улучшает функционирование рынка путем созда­ния стабильной обстановки в стране. Государство берет на себя расходы на оборону, содержание правоохранитель­ных органов, дорог и т.д. Оно производит затраты на некоторые виды страхования, связанное, например, с про­изводственной деятельностью: на случай безработицы, по старости и т.д.

Государство осуществляет контроль за состоянием ок­ружающей среды и утилизацией отходов производства и делает для этого определенные затраты. Такие затраты особенно необходимы в Беларуси, на Украине, в европей­ской части России, пострадавших от аварии на Чернобыль­ской АЭС.

Государство субсидирует здравоохранение, образова­ние, различные благотворительные программы.

Сам рыночный механизм порождает ряд проблем, требующих вмешательства государства. К ним относится проблема справедливого распределения доходов. Для рынка наиболее характерным является распределение, соответствующее вложениям в факторы производства. За пределами такого распределения остаются инвалиды, больные, другие нетрудоспособные граждане. Государст­во необходимо для обеспечения права на труд тех, кто может и хочет работать. Рыночная экономика неизбежно связана с безработицей.

Перейти на страницу: 1 2 3


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.