Структура доходов Федерального бюджета Российской Федерации и межбюджетный федерализм

Составление и исполнение бюджета базируется на бюджетной классификации, в которой выделяются целевые направления государственной деятельности, вытекающие из основных функций государства.

Так, в бюджетной классификации выделяются следующие основные виды налоговых доходов (см. приложение 1):

1) налоги на прибыль, доход, прирост капитала;

2) налоги на товары и услуги, лицензионные и регистрационные сборы;

3) налоги на совокупный доход;

4) налоги на имущество;

5) платежи за пользование природными ресурсами;

6) налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды (см. приложение 2):

1) доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

2) доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

3) доходы от реализации государственных запасов;

4) доходы от продажи земли и нематериальных активов;

5) поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

6) административные платежи и сборы;

7) штрафные санкции, возмещение ущерба;

8) доходы от внешнеэкономической деятельности.

В этой связи главной проблемой, вытекающей из структуры формирования доходов бюджета РФ остается распределение налоговых доходов и неналоговых отчислений между местными и федеральным бюджетом, т.е. вопрос бюджетного федерализма.

Под бюджетным федерализмом понимается система налогово-бюджетных взаимоотношений между органами власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса, основанная на следующих принципах:

¾ самостоятельность бюджетов разных уровней (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов; право самостоятельно определять направления их использования и расходования; недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в бюджеты более высоких уровней; право на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления; право предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.л.);

¾ законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

¾ соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым ими функциям (обеспечение вертикального и горизонтального выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

¾ нормативно-расчетные методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

¾ наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликта между различными уровнями власти и управления, достижения взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.

Как и любая система межбюджетных взаимоотношений, бюджетный федерализм должен удовлетворять требованиям социально-экономической эффективности, территориальной справедливости и политической стабильности. Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон ¾ федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.