Международное кредитование и финансирование РФ.
Россия оплатила в конвертируемой валюте около 25% суммы квоты (СДР и $ ), остальная же часть подписке была оплачена национальной валютой либо путем передачи Фонду беспроцентных не обращающихся на рынке векселей.
Естественно, что данное членство накладывает на РФ определенные обязательства: 1) устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям, неучастию в дискриминационных валютных соглашениях. Хотя устав Фонда не запрещает устанавливать валютные ограничения, 2) не прибегать к множественности валютных курсов, хотя и не ограничивает в выборе режима валютного курса, 3) всячески поддерживать информационную открытость стран, предоставлять Фонду статистическую информацию о экономике страны, платежном балансе, золото - валютном резерве, допускать на свою территорию представителей МВФ для изучения состояния экономики и характера макро экономической политики. При учете выполнения всех этих требований Россия получает возможность пользоваться кредитами в свободно конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса.
В целом за 1992-1998гг. МВФ одобрил пять договоренностей о предоставлении кредитов России на сумму 30-32 млрд.$. фактически до конца 1998г. были использованы 20-21 млрд.$. кроме того Россия полностью израсходовала свою резервную позицию в МВФ в размере 926 млн. СДР ( девятый пересмотр квот ) , или 1,3 млрд.$.(21,47% квоты). Задолжность России по отношению к МВФ составляла на конец 1998 г. 13,7 млрд. СДР или 19,3 млрд.$, т.е. 318,4% ее квоты в Фонде. В конце 1998г. Россия являлась самым крупным заемщиком МВФ: на нее приходилось 20,56% общей суммы использования странами-членами ресурсов Фонда.
Табл.ё 2.2. Кредиты МВФ России. (По данным IMF Survey. A Publication of the International Monetary Fund, Washington.)
|  
 Дата предоставления кредитов  |   
 Виды кредитов  |   
 млн. СДР  |   
 $ млрд  |   
 Период использов.  |   
 Сроки погашения  |   
 % исп. квоты страны  |   
 Условия кредитов  |  |||||||||
|  
 5.09.92  |   
 Первый транш резервного кредита  |   
 719,0  |   
 1,0  |   
 5 месяцев  |   
 5 лет с отсрочкой погашен. в течении 3 лет и 3 3 месяцев  |   
 16,7  |   
 Дефицит госбюджета в пределах до 5% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – менее 10% в месяц.  |  |||||||||
|  
 6.07.93  |   
 Первый транш кредита в рамках механизма финансирования системных преобразований  |   
 1078,3  |   
 1,5  |   
 Единовременно, в полной сумме  |   
 10 с отсрочкой погашения в течение 4,5 г.  |   
 25  |   
 Сокращение дефицита госбюджета наполовину до 10% ВВП; контроль за ростом денежной массы; темп инфляции – не свыше 7 – 9% в месяц  |  |||||||||
|  
 25.04.94  |   
 Второй транш кредита в рамках механизмов финансирования системных преобразований  |   
 1078,3  |   
 1,5  |   
 Единовременно, в полной сумме  |   
 10 лет с отсрочкой погашения в течении 4,5 года  |   
 25  |   
 Все вышеперечисленное плюс либерализация внешнеэкономической деятельности, ликвидация нетарифных мер регулирования экспорта.  |  |||||||||
|  
 11.04.95  |   
 Резервный кредит (стенд – бай)  |   
 4313,1  |   
 6,8  |   
 12 месяцев  |   
 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев  |   
 100  |   
 Требования детализированны и уже ужесточены: дефицит госбюджета 6 %; уменьшение кредита правительству; инфляция 1% в месяц. Запрет льготных кредитов ЦБ для финансирования госбюджета; устранение внешнеторговых льгот, ежегодный мониторинг выполнения обязательств  |  |||||||||
|  
 26.03.96  |   
 Договоренность в рамках механизма расширенного кредитования  |   
 6901,0  |   
 10,1  |   
 3 года  |   
 10 лет с отсрочкой погашения в течение 4,5 лет по каждому отдельному траншу  |   
 160 (65%-1-ый год, 55%-2-ой год, 40%-3-ий)  |   
 Продолжение макроэкономической финансовой стабилизации: дефицит госбюджета 4% ВВП 1996г, 2% ВВП 1998г., уменьшение кредитной экспансии, снижение инфляции 1996г. до 1% в месяц, 1998г. до 6,9% в год. Ликвидация экспортных пошлин на газ и нефть, с одновременным повышением акцизов, понижение таможенного обложения импорта, отмена предтаможенных экспертиз экспортируемых товаров, отказ на введения ограничения на импорт алкоголя. Ежеквартальная проверка МВФ выполнения бюджетно-налоговой и кредитно-денежной программ  |  |||||||||
|  
 20.07.98  |   
 Кредитный пакет: 1) Добавление к кредиту в рамках расширенного кредитования 1996 г. 2) Кредит в рамках механизма дополнительного резервного финансирования 3)Кредит в рамках компенсационного и чрезвычайного финансирования ИТОГО:  |   
 2313,07 3992,5 2156,6 8462,2  |   
 3,0 5,3 2,9 11,2  |   
 2)Предполагалось предоставление тремя траншами: 20.07, 15.09, 15.12 1998г. 3) Единовременно, в полной сумме.  |   
 1,5 года с отсрочкой погашения на год по каждому отдельному траншу 5 лет с отсрочкой погашения в течении 3 лет и 3 месяцев  |   
 50 90 50 190  |   
 Осуществление антикризисной программы, финансовой стабилизации, дефицит госбюджета 2,8% ВВП на 1999г., перестройка налоговой системы и увеличение собираемости налогов. Денежная и валютная политика в основном без изменения, снижение темпа инфляции, Минфин держателям ГКО предлагает обменивать их на еврооблигации. Структурные реформы и развитие частного сектора, реструктуризация банковской системы, совершенствование законодательства, усиление контроля за деятельностью банков.  |  |||||||||
|  
 Общая сумма предоставленных кредитов за 1992-1998гг.  |   
 22551, 87  |   
 32,15  |  ||||||||||||||