Проблемы и перспективы развития финансирования бюджетных учреждений
Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.
Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и заинтересованности в повышении качества обслуживания.
Переход бюджетных учреждений в рынок сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых инструментов.
Такими новыми инструментами финансового механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг, кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг, франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.
Таким образом, бюджетные учреждения, функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.
Заключение
Таким образом, в этой работе я рассмотрела расходы бюджетной системы России на социальные цели, остановилась на некоторых проблемах, связанных с этим вопросом.
Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования социальной сферы. От этого зависит будущее нашего государства, качество жизни, уровень рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.
Провозгласить государство социальным – и сделать его таковым – две совершенно различные вещи. Однако необходимо стремиться к подтверждению этого определения нашего государства, зафиксированного в Конституции РФ.
Приложение 2: Распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации Федерального бюджета за 2001-2003 г., в тыс.рублей
|  
 Код раздела  |   
 Название расхода  |   
 Сумма ( в тыс.рублей)  |  ||
|  
 2001  |   
 2002  |   
 2003  |  ||
|  
 1400  |   
 Образование  |   
 48 803 232,6  |   
 80 088 334,7  |   
 97671999,7  |  
|  
 1401  |   
 Дошкольное образование  |   
 462 349,8  |   
 542 373,0  |   
 1 139 085,2  |  
|  
 1402  |   
 Общее образование  |   
 872 807,2  |   
 1 361 193,0  |   
 1 965 134,1  |  
|  
 1403  |   
 Начальное профессиональное образование  |   
 10 831 194,5  |   
 18 690 132,7  |   
 21 096 907,9  |  
|  
 1404  |   
 Среднее профессиональное образование  |   
 6 748 725,8  |   
 10 228 152,2  |   
 12 484 641,0  |  
|  
 1405  |   
 Переподготовка и повышение квалификации  |   
 692 075,0  |   
 1 111 503,8  |   
 1 370 720,9  |  
|  
 1406  |   
 Высшее профессиональное образование  |   
 28 599 091,0  |   
 43 477 076,1  |   
 54 809 144,5  |  
|  
 1407  |   
 Прочие расходы в области образования  |   
 596 989,3  |   
 4 677 903,9  |   
 4 806 366,1  |  
|  
 1500  |   
 Культура, искусство и кинематография  |   
 6 384 746,4  |   
 10 292 505,8  |   
 14 056 249,1  |  
|  
 1501  |   
 Культура и искусство  |   
 5 597 746,4  |   
 8 776 735,3  |   
 11 993 835,5  |  
|  
 1502  |   
 Кинематография  |   
 772 200,0  |   
 1 500 942,3  |   
 2 047 198,2  |  
|  
 1503  |   
 Прочие мероприятия в области культуры и искусства  |   
 14 800,0  |   
 14 828,2  |   
 15 215,4  |  
|  
 1600  |   
 Средства массовой информации  |   
 6 230 693,1  |   
 10 264 830,2  |   
 11 954 913,8  |  
|  
 1601  |   
 Телевидение и радиовещание  |   
 5 578 900,0  |   
 9 500 400,0  |   
 11 022 110,4  |  
|  
 1602  |   
 Периодическая печать и издательства  |   
 455 340,2  |   
 471 640,2  |   
 608 013,4  |  
|  
 1603  |   
 Прочие средства массовой информации  |   
 196 452,9  |   
 292 790,0  |   
 324 790,0  |  
|  
 1700  |   
 Здравоохранение и физическая культура  |   
 22 206 589,7  |   
 31 908 141,6  |   
 39 344 750,0  |  
|  
 1701  |   
 Здравоохранение  |   
 18 700 609,6  |   
 26 595 422,8  |   
 31 421 025,1  |  
|  
 1702  |   
 Санитарно - эпидемиологический надзор  |   
 2 653 180,1  |   
 4052312,7  |   
 5 463 024,9  |  
|  
 1703  |   
 Физическая культура и спорт  |   
 852 800,0  |   
 1 260 406,1  |   
 2 460 700,0  |  
|  
 1800  |   
 Социальная политика  |   
 107 780 997,3  |   
 430 350 521,5  |   
 150 685 36,0  |  
|  
 1801  |   
 Учреждения социального обеспечения и службы занятости  |   
 2 985 967,6  |   
 3 891 868,6  |   
 4 293 448,0  |  
|  
 1802  |   
 Социальная помощь  |   
 42 157 012,5  |   
 341 320 812,0  |   
 10 133 337,5  |  
|  
 1804  |   
 Пенсии военнослужащим  |   
 30 651 415,0  |   
 40 274 107,7  |   
 67 720 851,4  |  
|  
 1805  |   
 Пенсии и пособия в правоохранительных органах  |   
 14 108 900,0  |   
 20 262 260,7  |   
 40 027 461,8  |  
|  
 1806  |   
 Прочие мероприятия в области социальной политики  |   
 16 062 377,2  |   
 20 648 189,5  |   
 26 400 542,4  |  
|  
 1808  |   
 Миграционная политика  |   
 1 723 200,0  |   
 3 953 283,0  |   
 2 109 394,9  |