Анализ структуры и динамики расходов федерального бюджета за 2000-2007 гг.

Доля расходов на развитие культуры, искусства и кинематографии в 2000г. составила 0,55% от совокупных расходов федерального бюджета РФ или 0,06% к ВВП. В процентах к ВВП доля этих затрат в период 2003-2004 гг. не изменялась и находилась на уровне отметки в 0,2%. В 2005г. расходы по объединенной статье «культура, кинематография и средства массовой информации» также составили 0,2 % к ВВП. Но по отношению к общей сумме расходов их удельный вес в 2005 году составил 1,3%, что на 0,3% и 0,2% больше, чем в 2004 г. и 2003 г. соответственно. За весь период рост расходов по направлению «культура, кинематография и средства массовой информации», учитывая внесенные изменения в бюджетную классификацию, составил 14 процентных пунктов.

Доля затрат по статье «здравоохранение и физическая культура» в 2000г. составила 1,87% от общих расходов или 0,2 % к ВВП. В динамике расходов федерального бюджета РФ 2003-2005 гг. наблюдается устойчивая тенденция увеличения доли данной группы затрат с 1,7% в 2003 г. до 2,7% в 2005 г в объеме расходов федерального бюджета (0,4% к ВВП). В 2006 и 2007 гг. расходы по разделу «здравоохранение и спорт» составили 0,6% к ВВП.

Расходы по обслуживанию государственного долга в 2001г. составили 239,8 млрд. руб. (20,1% к общему объему расходов или 2,7% к ВВП). В федеральном бюджете 2004 г. совокупный объем процентных расходов составил 287,6 млрд. рублей (10,8% к совокупным расходам бюджета и 1,7% к ВВП), в том числе по обслуживанию внутреннего долга – 64,4 млрд. рублей, внешнего – 223,1 млрд. рублей. Таким образом, сокращение показателя по отношению к ВВП составило 37% или 10 процентных пункта. В 2007г. доля расходов по обслуживанию государственного и муниципального долга в общем объеме расходов федерального бюджета сократилась до 2,39% (0,4% к ВВП).

Таким образом, приведенная характеристика динамики и структуры расходов федерального бюджета РФ показала, что наибольший объем расходов за этот период приходился на межбюджетные трансферты (5-5,8% ВВП, из которых 1,4-2% ВВП составила финансовая помощь бюджетам других уровней и 3,1-3,3% ВВП – трансферты внебюджетным фондам), расходы на национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную деятельность (в общем объеме 4,8-5% ВВП), расходы на общегосударственные вопросы (1,2-1,5% ВВП) и национальную экономику (1,2-1,5% ВВП). Суммарная доля расходов по перечисленным разделам в 2007г. составляет 14,8% ВВП против 13,6% по итогам исполнения бюджета в 2006 г. («Приложение 2», «Приложение 3»). Далее следует финансирование разделов «Образование», «Здравоохранение и спорт» и «Социальная политика». Расходы по остальным направлениям значительно ниже. В расходах наибольшим темпом возрастали межбюджетные трансферты (в связи с урезанием собственных доходов региональных и муниципальных бюджетов и перераспределением этих средств через федеральный центр и в связи с перечислением средств в Пенсионный фонд РФ для покрытия его дефицита), а также траты на государственное управление и безопасность. Частично это объясняется увеличением госаппарата (в 2005, согласно данным Росстата, количество госслужащих увеличилось на 11 % или на 143 тыс. чел.) Относительно снижались расходы на дорожное строительство, экономическое развитие, а также процентные расходы (то есть обслуживание государственного долга).

Перейти на страницу: 1 2 3 


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.