Инструменты денежно-кредитного регулирования

Проводя денежно-кредитную политику, центральный банк любой страны может действовать двумя способами: напрямую, путем осуществления своих административно-нормативных полномочий, и косвенно, путем влияния на состояние денежного рынка в качестве эмитента денег.

Инструменты прямого контроля используются центральным банком для контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими в виде кредитов. Обычная форма таких инструментов – директивы центрального банка. Инструменты прямого контроля обладают определенными преимуществами: 1)Они достаточно просты в применении и легко объяснимы для общественности; 2)Прямые бюджетные затраты, связанные с использованием этих инструментов, относительно невысоки; 3)С их помощью центральный банк способен контролировать процентную ставку и максимальные объемы депозитов или кредитов (что может играть важную роль в кризисных ситуациях и при неразвитости косвенных инструментов); 4)Они позволяют правительству осуществлять целевое кредитование приоритетных отраслей экономики; 5)Их применение – наиболее эффективный и осуществимый подход в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или технической неготовности центрального банка проводить косвенный монетарный контроль.

Основные недостатки инструментов прямого контроля следующие: 1)Индивидуальные меры контроля, применяемые к каждому банку, сдерживают развитие конкуренции на финансовых рынках, от которой могли бы получить преимущества как заемщики, так и депозиторы. 2)Применение прямых инструментов ограничивает развитие финансового сектора и снижает роль финансового посредничества; 3)Применение прямых инструментов для управления микроэкономическими аспектами денежно-кредитной сферы приводит к созданию сложной многоуровневой структуры процентных ставок и кредитных ограничений, что чревато появлением серьезных рыночных диспропорций и снижением эффективности.

К косвенным инструментам денежно-кредитной политики можно отнести: 1)Резервные требования, которые обладают некоторыми характеристиками мер административного контроля; 2)Операции на открытом рынке (купля-продажа ценных бумаг центральным банком), которые относятся к самым эффективным и наиболее широко используемым методам воздействия на денежную базу; 3)Механизм рефинансирования, включающий в себя целый ряд различных методов воздействия на размер кредита центрального банка коммерческим банкам.

Резервные требования устанавливают процентную долю обязательств (или их производной), которую коммерческие банки обязаны хранить в качестве резервов в центральном банке. Следует отметить, что резервные требования могут быть не только инструментом денежно-кредитной политики: если по ним не выплачиваются проценты или выплачиваются проценты ниже рыночных, они становятся источником дохода для центрального банка. Коммерческие банки вынуждены кредитовать центральный банк по процентным ставкам ниже рыночных, а центральный банк может инвестировать эти поступления под рыночный процент. В области денежно-кредитной политики резервные требования выполняют две наиболее важные функции: 1)Управление денежными средствами (краткосрочное), направленное на недопущение излишней нестабильности рыночных процентных ставок; 2)Воздействие (на более продолжительной основе) на уровень кредитных и депозитных процентных ставок и на объем кредитов и депозитов.

В отличие от резервных требований операции на открытом рынке, осуществляемые на добровольной основе, – достаточно гибкий денежно-кредитный инструмент. Данные операции могут проводиться часто и в любом объеме, в силу чего они являются полезным методом стабилизации объема резервных денег или краткосрочных процентных ставок. Операции на открытом рынке возможны как на первичном, так и на вторичных рынках.

Покупка на открытом рынке государственных ценных бумаг центральным банком увеличивает количество денег в обращении (если при этом используется эмиссия новых денег) или размер депозитов в центральном банке (если для оплаты операции центральный банк выставляет на себя чек). И, наоборот, продажа государственных ценных бумаг ведет к уменьшению активов центрального банка в форме таких бумаг, а значит – к уменьшению количества резервных денег.

Перейти на страницу: 1 2


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.