Проблема развития страхового рынка Украины

Для того чтобы сделать страхование действующим механизмом и способом защиты украинского общества и национальной экономики необходимо правовое регулирование и законодательное обеспечение отрасли страхования, которое осуществляется путем принятия законов и нормативных актов, которые, в свою очередь, регулируют этот вид услуг.

Неотложным являться вопрос о разработке Страхового кодекса. Сейчас депутаты все еще обсуждают отдельные законы об обязательном страховании, но к самому кодексу так и не подобрались. А принятие этого кодекса дало бы возможность определить ответственность за фиктивное банкротство. Так же необходимо обеспечить улучшение правового регулирования деятельности страховых посредников, а именно брокеров, на основе международных условий, которые предусматривают установление всеобщих требований к их профессиональной подготовке и регламентируют порядок регистрации страховых посредников.

В последние годы из-за того, что нет механизма сохранения средств от инфляционных процессов и из-за несовершенства системы налогообложения, развитие долгосрочного страхования жизни сведено на нет. Доля страхования жизни, которая является основным источником инвестиционных возможностей страхового комплекса, составляет всего лишь 1,6% от общих поступлений.

Задержка с законодательным урегулированием долгосрочного страхования жизни является причиной потери страной десятков миллиардов гривен. Противодействием этому явлению может стать механизм, согласно с которым страховщики Украины, которые имеют лицензии на осуществление страхования жизни, должны принимать платежи и создавать резервы будущих выплат в СКВ. В случае если платежи принимаются в национальной валюте, с целью недопущения обесценивания резервов будущих выплат, следует дать право страховым компаниям конвертировать и резервировать их в СКВ. Созданные таким образом резервы будущих выплат могли бы стать мощным источником инвестиций в развитие национальной экономики. Вследствие этого отпала бы необходимость перекачивать деньги за рубеж.

Как известно, Закон Украины «О страховании» ограничивает инвестиционную деятельность страховых компаний. Они могут инвестировать временно свободные средства только в акции, банковские депозиты, облигации внутреннего государственного займа. Свободные средства резервов из страхования жизни могут быть использованы для выдачи долгосрочных инвестиционных кредитов.

По мнению доцента Татьяны Гарматий, более эффективному развитию страхования жизни могло бы способствовать исключение из Закона «О страховании» нормы, согласно которой страховщики, которые получили лицензию на определенный вид страхования, не имеют права заниматься другими его видами. Это ограничение вредит как страховщикам, так и страхователям.

Резервы страхования жизни, как долгосрочные финансовые ресурсы, должны формироваться за счет повышения доходов и уменьшения налогообложения физических лиц. Привлекательность страхования жизни, заметно вырастет при освобождении от налогов и сборов физических лиц, которые вложили деньги в этот вид личного страхования.

Экономически правильным было бы освобождение от налога той части доходов страховщика, которую он получает от инвестиционной деятельности, и которую он направляет на выплату страхователям.

На страховом рынке Украины одной из проблем является нехватка единой информационной сети его участников. Несовершенна и информационная база данных про развитие отдельных видов имущественного и личного страхования, а также страхования ответственности.

Для характеристики развития страховой деятельности используют ограниченное количество абсолютных показателей, к которым относятся страховые платежи, страховые премии, страховые выплаты, количество действующих договоров страхования. Названные показатели публикуются в разрезе добровольного, имущественного и личного страхования и страхования ответственности.

Это подтверждает, что практически невозможно обобщить показатели развития отдельных видов имущественного страхования (страхования транспортных средств, грузов, домашнего имущества граждан и т.д.). Практически нет обобщенных показателей развития по Украине страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

Такое положение информационной базы данных не способствует проведению качественного анализа тенденций развития страхового рынка Украины.

Рассмотренные меры должны повлиять на более эффективное развитие страхового рынка нашей страны, и, таким образом, усовершенствовать экономические отношения рыночного направления.

Перейти на страницу: 1 2 


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.