Банкротство предприятий в современных услових

Объективным процессом рыночной экономики, основанной на конкуренции, является постоянный переток капиталов в наиболее доходные сферы, перераспределение собственности от неэффективных хозяйствующих субъектов к эффективным. Осуществляется данное перераспределение посредством процедуры банкротства. Поэтому в любой цивилизованной стране с развитой экономической системой одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений является законодательство о несостоятельности (банкротстве).

В настоящий момент нашей рыночной экономике присущи такие явления как спад промышленности, экономический кризис, отсутствие инвестиций, ужесточение денежно-кредитных отношений, что несомненно приводит к несостоятельности хозяйствующих субъектов. И перед обществом встает вопрос: что же делать с этими обанкротившимися предприятиями.

Существующая до 2002 г. в России нормативно-правовая база, регламентирующая процесс банкротства, оказалась неработоспособной в современных экономических условиях и привела к тому, что крупные предприятия получили возможность, не опасаясь банкротства, продолжать усугублять кризис неплатежей. Но, не смотря на это, с каждым годом число дел о несостоятельности, рассмотренных арбитражными судами, растет, что, несомненно, свидетельствует о том, что институт банкротства в России занимает одно из ведущих мест в развитии нормальных экономических отношений среди участников хозяйственного оборота.

В настоящее время основным нормативным документом, регламентирующим процедуру банкротства, является Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 26 октября 2002 года. Необходимость принятия нового закона была обусловлена несовершенством Закона «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» 1998 года.

В Законе о банкротстве 1998 г. содержались противоречивые определения досудебной санации. Согласно ст. 2 досудебная санация представляла собой меры по восстановлению платежеспособности, а ст. 27 рассматривала досудебную санацию как мероприятие по предоставлению финансовой помощи должнику третьими лицами. Закон практически не регулировал отношений, возникающих между должником и участниками санации, а также отношений участников санации между собой. Кроме того, предоставление финансовой помощи для проведения досудебной санации за счет федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов не находит своего должного подтверждения при принятии федерального бюджета на соответствующий год. Закон о банкротстве 2002 г. также ушел от решения вопросов, связанных с досудебной санацией. В законе имеются всего две статьи (30, 31), которые полностью дублируют аналогичные статьи Закона о банкротстве 1998 г. (26, 27), не раскрывающие сущность досудебной санации. Для реализации мер по предупреждению несостоятельности (банкротству), на наш взгляд, необходимо определить срок проведения досудебной санации (12 месяцев), а также ответственность ее участников

Актуальность и практическая значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин.

Во-первых, в настоящее время, в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

Во-вторых, в условиях массовой неплатежеспособности российских хозяйствующих субъектов особое значение приобретают меры по предотвращению кризисных ситуаций, а также мероприятия, направленные на восстановление платежеспособности предприятия и стабилизацию его финансового состояния. Данная деятельность объединяется понятием антикризисный менеджмент и на сегодняшний день весьма актуальна и перспективна.

Основной целью курсовой работы является освещение проблемы банкротства в целом с учетом современных российских условий. В этом направлении рассматриваются следующие вопросы: понятие банкротства как неотъемлемого атрибута рыночной экономики; основные критерии несостоятельности и процедуры банкротства, установленные российским законодательством. Рассмотрены как объективные, так и субъективные причины банкротства многих предприятий и проанализированы основные пути выхода из кризисных ситуаций. В заключение первой части изложена обобщенная методика анализа финансового состояния предприятия, являющаяся основным инструментом антикризисного менеджера.

Во второй части на основе вышеуказанной методики проведена оценка потенциального банкротства одного из реально действующих предприятий нашей области. Анализ финансовых коэффициентов позволил сформулировать направления по преодолению кризиса.

При написании работы было использовано множество различной литературы, включая гражданское законодательство, законодательство о банкротстве, а также методические материалы по анализу и статьи практикующих юристов и экономистов, рассматривающих проблемы банкротства и антикризисного менеджмента.


    Расходы бюджет

    Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.