Аудит страховых организаций и особенности его проведения

Георг Вильгельм Фридрих Гегель в своем философском учении впервые в мировой социально-политической мысли разделил гражданское общество и государство. По его определению гражданское общество представляет собой сферу частных интересов, а государство - сферу интересов публичных. Гражданское общество (по Гегелю) представляет собой сообщество юридически равных людей, общество равных возможностей, гарантированных законом. А поскольку это сфера частных интересов, то здесь должно на первое место выходить именно частное - гражданское право. Государственное управление должно постепенно заменяться общественным самоуправлением, путем установления контроля общества за государством. Необходимость контроля общества за государством обуславливается самой сутью государства, как политической организации людей особого рода (состоящей из должностных лиц, учреждений и организаций), главной функцией которых является управление другими людьми. Таким образом, государство, с одной стороны, создано обществом, порождено его социальными потребностями и зависит от него, а с другой стороны, государство должно защищать общество извне, поддерживать в нем порядок. Проблема заключается в том, что государство неизбежно обособляется от общества, постепенно создавая свою нормативную основу независимости - государственное и административное право, свой состав государственных служащих, приоритет именно своих, государственных интересов, а не интересов гражданского общества. Гегель писал об этом как о политическом отчуждении, перевоплощении государства в нечто чуждое обществу, господствующее над ним, хотя и порожденное этим обществом. Реальные возможности подчинить государство обществу, заставить государство не противостоять ему, а всячески способствовать реализации его интересов - это принятие концепции независимого аудита, объективно обусловленной задачами гражданского общества. Аудит, как самостоятельный институт права, не должен войти в систему норм административного регулирования. Административное регулирование уже имеет комплекс норм, регулирующих проведение проверок и ревизий, начисление штрафов и т.д. со стороны налоговой инспекции, налоговой полиции, фининспекций, казначейства и органов государственной власти. Аудит должен сохранить независимость по отношению к государственным структурам и войти в систему права частно-гражданского, а не публичного. Аудит должен быть саморегулирующейся системой, которая, выражая интересы общества, сможет сама издавать решения, касающиеся ее деятельности. Так если обратиться к опыту США, Великобритании и стран Британского содружества наций, в которых существует большая самостоятельность аудиторских организаций, которые сами готовят аудиторов, присваивают им соответствующую квалификацию и далее следят за тем, насколько добросовестно и квалифицированно аудиторы выполняют их профессиональные обязанности. В нашей стране деятельность аудиторов до 2001 года регулировалась временными правилами аудиторской деятельности в РФ созданными Комиссией по аудиторской деятельности при Минфине, Центральном Банке России и Росстрахнадзоре, а также Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ. Государственной Думой принят Федеральный Закон об аудиторской деятельности, который определяет правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации под №119-ФЗ от 07.08.2001.

Слово аудит в разных переводах означает «он слышит» или «слушающий». В классическом понимании аудит означает независимый внешний финансовый контроль, осуществляемый независимыми дипломированными аудиторами, не работающими на данном предприятии. Аудит имеет уже достаточно большую историю. Первые независимые аудиторы появились еще в XIX веке в акционерных компаниях Европы.

Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятия (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы). Последние не могли и не хотели полагаться лишь на ту финансовую информацию, которую предоставляли управляющие и подчиненные им бухгалтеры предприятия. Достаточно частые банкротства предприятий, обман со стороны администрации существенно повышали риск финансовых вложений. Акционеры хотели быть уверены в том, что их не обманывают, что отчетность, предоставляемая администрацией, полностью отражает действительное финансовое положение предприятия. Для проверки правильности финансовой информации и подтверждения финансовой отчетности приглашались люди, которым, по мнению акционеров, можно было доверять. Главными требованиями, предъявляемыми к аудитору, были его безупречная честность и независимость. Знание бухгалтерского учета не имело сначала основного значения, однако с усложнением бухгалтерского учета необходимым условием становится и хорошая профессиональная подготовка аудитора.

Родиной аудита считается Англия, где с 1844 г. выходит серия законов о компаниях, по которым правления акционерных компаний обязаны приглашать не реже одного раза в год специального человека для проверки бухгалтерских счетов и отчета перед акционерами.

В России звание аудитора было введено Петром I. Должность аудитора совмещала в себе некоторые обязанности делопроизводителя, секретаря и прокурора. Аудиторов в России называли присяжными бухгалтерами. Все три попытки организации института аудита (в 1889, 1912 и 1928 гг.) оказались неудачными.

Мировой экономический кризис 1929-33 гг. усилил потребность в услугах бухгалтеров-аудиторов. В это время резко ужесточаются требования к качеству аудиторской проверки и ее обязательности, увеличивается рыночная потребность в такого рода услугах. После окончания кризиса практически все страны начинают вводить обязательные требования к объему информации, содержащейся в годовых отчетах, и обязательности публикации этих отчетов и заключений аудиторов. Аудит становится мощным оружием против мошенничества.

До конца 40-х гг. аудит в основном заключался в проверке документации. Это этап в развитии аудита - подтверждающий аудит.

После 1949 г. независимые аудиторы стали больше внимания уделять вопросам внутреннего контроля в компаниях. Аудиторские фирмы начали заниматься больше консультационной деятельностью. Этот этап развития аудита получил название системно-ориентированного.

Третий этап развития аудита - его ориентация на возможный риск при проведении проверок или при консультировании, предупреждение и избежание риска; аудит, при котором исходя из условий бизнеса клиента проверка проводится выборочно, в основном там, где риск ошибки или мошенничества максимальный.

В начале 70-х гг. началась разработка аудиторских стандартов. С переходом к рыночным отношениям в экономике нашей страны возникли новые проблемы и потребности, обусловившие появление новых специальностей и новых теоретических и практических дисциплин, в том числе и аудиторского контроля.

Сам по себе аудиторский контроль нельзя отнести к новшествам рыночных отношений, однако новым является появление независимого контроля, обеспечивающего реализацию практической потребности - подтверждение достоверности финансовой информации о деятельности экономических субъектов в интересах пользователей этой информации. Новым является и то, что независимый аудиторский контроль - это предпринимательская деятельность, осуществляемая на коммерческой основе и за счет проверяемых экономических субъектов.

Фактически процесс создания независимого аудиторского контроля продолжается в нашей стране уже несколько лет. Первые аудиторские фирмы появились в России в 1987 г.

Развитие предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм предприятий и многообразных форм собственности коренным образом повлияли на механизм системы финансового контроля в стране. Аудит, являясь методом осуществления вневедомственного независимого финансового контроля, не подменяет государственный финансовый контроль. Однако его основными субъектами являются, прежде всего, предприятия и организации негосударственного сектора экономики.

За прошедшее десятилетие с момента возникновения первых отечественных организаций были достигнуты значительные результаты в развитии аудита в России. Формируется аудиторская среда: создана система нормативного регулирования аудиторской деятельности, эффективно действуют несколько тысяч независимых аудиторских организаций и самостоятельно работающих аудиторов, созданы общественные организации аудиторов (Аудиторская палата России, Российская коллегия аудиторов, Союз Профессиональных Аудиторских Организаций и других уполномоченных органов в виде общественных организаций), совершенствуется система подготовки аудиторских кадров.

Динамично изменяющееся законодательство в области бухгалтерского учета, аудита и налогообложения, внедрение в практику современных информационных технологий, использование опыта ведущих зарубежных стран требуют от аудиторов особой подготовки. Они должны уметь быстро ориентироваться в сложившейся ситуации, хорошо знать действующее законодательство, применять эффективную методику аудиторской проверки. Это возможно, в том числе при условии подготовки и внедрения в практику работы аудиторских организаций внутренних стандартов аудита и рациональных методов контроля качества аудита [35].


    Расходы бюджет

    Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.